Общая и профессиональная культура учителя физкультуры

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

тема

«Общая и профессиональная культура учителя физкультуры»

Студентки ФФК

III курса

ФС 1542

А


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Значение культуры для преподавателя

2. Каким должен быть идеальный учитель?

3. Реализация личностного подхода на занятиях физической культуры

4. Квалификационная характеристика выпускника факультета физической культуры

Заключение

Литература


Введение

Объектом исследования выступает профессионально-культурная подготовка преподавателей физической культуры. Предмет исследования составляет процесс формирования общей культуры как составной части педагогической подготовки.

Проблема состоит в определении педагогических условий, при которых успешно происходит формирование общекультурной основы профессионально-педагогического труда будущих специалистов по спорту.

К какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурного вуза, им предстоит работа с людьми - будь то специалисты лечебной физкультуры, физической реабилитации, оздоровительной физической культуры, спортивного менеджмента или преподаватели в системе среднего и высшего образования, тренеры по виду спорта. Вот почему их профессиональный труд не должен сводиться к "ремеслу", как бы это ни было важно, и определяться только базовыми научными знаниями и методической подготовкой.

По мнению ведущих ученых-педагогов, специальное образование того, кто работает в системе "человек - человек", должно быть направлено в целом на развитие его личности, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, постижение им себя в мире и мира вокруг себя, выработку стиля взаимоотношений с людьми, на формирование его общей культуры.

Именно в это русло направлены научно-педагогические усилия кафедры педагогики и психологии МГАФКа. Так, вопросам самосознания себя как специалиста, самоанализу и самосовершенствованию профессионального становления студентов посвящено исследование, выполненное под нашим руководством И.Л. Головиным, в диссертации которого педагогическая профессия рассматривается в плане социокультурного творчества и возможностей удовлетворения потребности личности в самореализации. Проблемы общения, особенности и средства воспитания культуры взаимодействия спортивного педагога и спортсменов явились предметом изучения В.В. Кольтиновой, под руководством автора статьи защитившей диссертацию на эту тему. В названных работах представлены научное обоснование, содержание и методика проведения занятий по экспериментальным дисциплинам "Профессиональное самовоспитание"   и "Основы педагогического мастерства". Культурологический подход к формированию содержания образования и обращение к общекультурным ценностям как составной части педагогической подготовки студентов получили дальнейшее развитие при экспериментальной разработке на кафедре педагогики и психологии новых учебных дисциплин "Культура поведения и ее нравственные основы"   и "Культура речи".

Понятие культуры многогранно и в самом широком смысле сопоставимо с социальным бытием людей. Обычно ее определяют как исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Более узкое значение культуры - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культуры труда), - вытекает из первого значения, но в большей мере соотносится с индивидуальной характеристикой человека как носителя данной культуры. Очевидно, что индивид не в состоянии обладать всей культурой общества и он интегрирует лишь определенную ее часть, общекультурное содержание которой зависит, в числе прочего, от образовательных программ его общей и профессиональной подготовки. Несмотря на то что понятие педагогической культуры фактически не исследовано, оно довольно широко используется разными авторами, которые в совокупности указывают на ряд признаков педагогической культуры. Но при этом подчеркивается, что педагогическую культуру не следует сводить к ее отдельным признакам или их сумме.

В ее основе, по общему мнению, лежат мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эстетические и другие компоненты общей культуры педагога. Существует лишь самое общее определение педагогической культуры как сложного качества личности педагога, вобравшей в себя часть общечеловеческой культуры и то, что порождается непосредственно педагогическим трудом. Историческое развитие культуры делает ее сложно структурированным образованием, в котором важнейшее место отводится триаде основных форм человеческой активности: деятельности (и, что особенно важно для нас - Е.Н.), поведению и общению.

Подтверждается значимость общей культуры человека для эффективности его педагогической деятельности, т.е. взаимосвязь общей и педагогической культуры, учителя считают основными компонентами общей культуры литературную начитанность, знание отечественного и мирового искусства, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития человечества. Однако при этом первостепенную роль отводят таким показателям общей культуры, как умение устанавливать контакты с разными людьми, знание эстетических норм поведения и практическое владение ими. В качестве значимого показателя большинством названа также речь педагога, что подтверждает мысль об интегративном характере общей культуры, которая находит свое обобщенное выражение в перечисленных показателях.

Введение в учебный процесс МГАФКа дисциплин по культуре речи

Похожие материалы

Информация о работе