Педагогические явления и факты. Педагогическая теория Л.В.Занкова

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ФАКТЫ


ПЛАН

Введение

1. Педагогические явления и факты в становлении профессионально-личностного саморазвития учителя

2. Педагогические явления и факты в истории педагогики

3. Педагогическая теория Л.В. Занкова

Заключение

Литература


Введение

Центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которые будут отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Таким образом, комплексная, глубокая модернизация образования и обязательное требование ко всей политике России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия - постоянный анализ ее проектов, процесса, результатов. Таким образом, и методология научно-педагогического исследования, и методология практической педагогической деятельности могут быть построены на триединстве: проект - технологии (научно-исследовательские или педагогические, образовательные) - рефлексия.

Член-корреспондент РАО Н.В. Бордовская обратила внимание на то, что в разработке логики развития педагогической науки особое место занимают проблемы, связанные с генезисом, анализом и построением систем научно-педагогического знания как основы и результата педагогического исследования. Центральной идеей ее исследования является классификация форм движения мысли исследователя в научном познании педагогической действительности и соответственно этому классификация логик, раскрывающих их специфику, взаимную связь, последовательность и переходы от одной формы к другой.

Низшая форма научного познания педагогической действительности - это переход от анализа педагогической практики к определению их сути, раскрытию способов и механизмов взаимосвязей между педагогическими явлениями и процессами.

Высшая форма научного познания педагогической действительности - переход от объяснения природы к прогнозированию путей и способов изменения педагогической реальности. При этом каждая высшая форма теоретического педагогического знания содержит в себе низшую форму, но не сводится к ней, качественно отличаясь по содержанию и способу получения в процессе исследования. Основными формами представления научно-педагогического знания как результата педагогического исследования являются педагогический факт, педагогический термин, педагогический конструкт и педагогическая концепция. Н.В. Бордовская представила свою новую книгу "Диалектика педагогического исследования", в которой она опирается на центральную идею и последовательно раскрывает диалектическое содержание педагогической праксеологии, фактологии, феноменологии, конструктологии, концептологии, а также переход к их взаимосвязи через проблемы педагогической системологии.

Хельмут Серве (ФРГ) считает, что педагогика не имеет единой методологии. Наметились разные подходы к описанию педагогической действительности, в соответствии с которыми ученые выделяют духовно-научную (гуманитарную), критическую, феноменологическую, марксистскую и другие педагогики. Возникает вопрос: не является ли такое многообразие подходов свидетельством зыбкости ее научных оснований? Однако это можно объяснить и тем, что педагогическая наука имеет дело со сложной действительностью, в которой переплетаются самые разные веяния и влияния. Для адекватного описания педагогической реальности с целью получения ее целостной модели важно, чтобы представители разных направлений были открыты к диалогу и продуктивной критике.

1. Педагогические явления и факты в становлении профессионально-личностного саморазвития учителя

Подготовка будущего учителя к профессионально-личностному саморазвитию, ориентированному на непреходящие духовно-нравственные ценности, является одной из ключевых целей непрерывного педагогического образования. Подтверждают этот вывод исследования В. И. Андреева, Е.П.Белозерцева, Н.М. Борытко, Н. К. Сергеева и др.

Мы рассматриваем профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения его личностной сферы, обеспечивающий саморазвитие личности ребенка, через реализацию целеобразующей, рефлексивной, нормативной, активного взаимодействия функций развития личности и являющийся неотъемлимым условием становления субъектности. Функции отражают многообразие решения педагогических задач и подчеркивают многоаспектность содержания педагогической деятельности, неотъемлимой частью которого является профессионально-личностное саморазвитие. В структуре профессионально-личностного саморазвития мы выделили взаимосвязь следующих компонентов: самоосознания — самооценки — самоорганизации — самоуправления.

Каждый из компонентов обеспечивает реализацию выделенных нами функций. Самоосознание обеспечивает реализацию функции целеобразования, самооценка обеспечивает реализацию рефлексивной функции, самоуправление выполняет нормативную функцию, и самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия.

Проводя свое исследование в рамках целостного подхода к изучению педагогических явлений и фактов, мы закономерно обратились к процедуре выделения стадий разработанных В. С. Ильиным (1984, с. 5–55). Используя эту процедуру для анализа имеющегося опыта, мы выделили четыре гипотетические стадии становления профессионально-личностного стадии саморазвития будущего учителя.

Стадия адаптации. На этой стадии происходит формирование самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления. Цели носят глобальный или размытый характер, представления о себе как о специалисте, о способах профессиональной деятельности весьма смутны. Студенты затрудняются самостоятельно выделить причины неудач, ошибки и промахи при выполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии может быть либо заниженной, либо завышенной. Студенты испытывают трудности в самоорганизации или считают

Похожие материалы

Информация о работе