Педагогическая наука и ее методология в контексте современности. Стадии становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

В условиях усиления внимания к совершенствованию профессионально-педагогической подготовки учителя, в том числе психолого-педагогической, особую значимость приобретает историко-педагогическое знание.

В учебные планы педвузов и педуниверситетов вводятся новые дисциплины, содержащие в себе глубокий психолого-педагогический потенциал (например, психодидактика), создаются новые кафедры, переструктурируются учебные предметы, меняется их название, что произошло с курсом "История педагогики", именуемым теперь "Философия и история образования".

Все эти нововведения можно и нужно приветствовать. Однако, по этому предмету пока не подготовлено новое учебное пособие для студентов, нет и методических рекомендаций, например, по изучению третьего раздела - "Истории советской школы и педагогики". Вызывает сомнение само название нового курса "Философия и история образования". Не случайно отдельные авторы появившихся современных пособий оставляют прежнее его название - "История педагогики". В них авторами К.И. Салимовой, А.М. Лушниковым, А.И. Пискуновым отражен поиск современного осмысления содержания историко-педагогического материала, освещены его методологические основы, включены новые источники, раскрывается сущность понятия предмета "Истории педагогики".

Несомненный интерес представляет учебник-справочник "История образования и педагогической мысли" (М., 1996), специалиста истории педагогики З.И. Равкина, в котором, несмотря на лаконичность, в обобщенном систематизированном виде предлагается историко-педагогический материал для более глубокого самостоятельного изучения студентами.

В учебном пособии "История педагогики как учебный предмет" под редакцией К.И. Салимовой (М., 1996), освещен международный опыт научных исследований и преподавания курса в ряде зарубежных стран, дано определение его предмета.

Судя по рецензии С.Ф. Егорова на учебник А.М. Лушникова "История педагогики", Екатеринбург (1996) (см.: Педагогика. 1997. ї 1), в нем сделана попытка расширить объем учебного материала, предложена своеобразная структура.

Названные пособия способствуют обогащению историко-педагогических знаний студентов, но в них имеет место разночтение по толкованию основы основ учебного курса - самой сущности его предмета: что же изучает и исследует курс "История образования"?

Некоторые авторы толкуют его слишком широко, включая в него не только историю школы, образовательно-воспитательных систем, но и внешкольных и других учреждений, предлагается подумать о новой роли "Истории педагогики" как части социальной и интеллектуальной истории.

Задача авторов представленной статьи - осмысление современного опыта преподавания нового учебного курса "Философия и история образования" и своих находок.

Прежде всего, трудно не согласиться с мнением известных ученых по поводу правомерности нового названия курса. В условиях начавшейся погони за модой перемены в названиях учебных педагогических дисциплин, отмечают В.В. Кумарин, А.М. Лушников, ни "Педагогика", ни "История педагогики" глубже не станут. И можно добавить, что следуемое за новым названием и перенасыщение их нововведениями может послужить причиной серьезных затруднений в освоении студентами и без того сложного и объемного материала и неправомерного сокращения времени на его изучение.

Почему, пишет А.М. Лушников, "философский жребий" выпал именно "Истории педагогики"? Разве отношения других педагогических дисциплин с философией уже отлажены, а "История педагогики" дальше и дольше других находится в разводе с нею"? И отвечает: "Вряд ли". Философская ориентация истории образования - дело правильное, но необходимо, чтобы "музыка" мудрой науки звучала и в других педагогических дисциплинах. Нужны умеренность и постепенность в процессе перехода от "Истории педагогики" к "Философии и истории образования", понимание, что этот переход сложен и длителен, и главное в нем - не растерять то стоящее и доброе, что наработано преподаванием и "Истории педагогики", и самой педагогикой за долгие десятилетия.

К тому же, как уже было отмечено выше, нет нового полноценного учебника. Тем более, что в той мере, в какой необходимо "Истории образования" опираться на философию, преподаватели дают материал студентам, раскрывая философские основы педагогических концепций, а также при освещении мировоззрения выдающихся педагогов прошлого и современности. Особенно вызывает недоумение тематический план курса "История образования", рекомендованный на совещании заведующих кафедрами педагогики (Омск, 1998). В этом плане "размыта" структура курса, в нем нет динамики ведущих стержневых историко-педагогических идей, имен выдающихся педагогов, что грозит потерей главного - овладения будущими педагогами самими историко-педагогическими знаниями, научными методологическими подходами к их осмыслению, к анализу и оценке, пониманию причинно-следственных связей в мировом историко-педагогическом процессе.

В условиях явного кризиса в преподавании историко-педагогического курса коллектив историков педагогики Барнаульского педагогического университета, опираясь на свой многолетний опыт, и, естественно, критически и творчески используя новые исследования, выбрал свой путь преподавания "Истории образования".

Взятый нами за основу курс "Истории педагогики" переработан и преобразован в своей структуре, создана новая программа, включающая новые историко-педагогические проблемы и раскрытие их в динамике, углубляется связь изучаемого материала с современностью, преодолеваются прежние стереотипы.

Через реализацию принципов научного историзма, сочетания логического и исторического, формационного, биографического и элементов цивилизационного подходов учим будущих педагогов философскому осмыслению и анализу мирового историко-педагогического процесса, вскрываем причинно-следственные связи, объясняя, например, почему в разные эпохи различны и своеобразны цели, задачи воспитания, содержание образования, методы и формы обучения и воспитания, отраженные в общественно-политических, философских и педагогических взглядах и трудах ученых того или иного исторического этапа развития общества и складывающейся цивилизации в зависимости от социально-экономических, политических и классовых отношений в обществе, государстве. Материал подается в аналитико-синтетическом, сравнительном, критическом планах с целью активизации познавательной деятельности студентов и стимулирования их самостоятельной работы.

Основной акцент делаем на раскрытие гуманистических позиций педагогов прошлого и современности; в курс включаем проблемные темы, например: "Идея гуманизации воспитания и обучения в истории мировой педагогики и практики".

Особое внимание уделяем изучению истории отечественного образования

Похожие материалы

Информация о работе