Картина Сурикова В.И. «Утро стрелецкой казни»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором".

Развитию природных данных художника во многим способствовал П. П. Чистяков, воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874, ГТГ).

В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Строгая композиция этого произведения не выходит за рамки академических канонов, но подчинена выявлению психологии героев.

Большой золотой медали, тающей право на заграничную командировку, он не получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I степени.

Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова.

Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная обеспеченность позволили художнику "начать свое" — обратиться к образам русской истории. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь", — вспоминал он.

Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал художник. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей".

2. История России в картинах

В историю Василий Иванович Суриков (1848-1916) вошел благодаря своим громадным полотнам на сюжеты из русской истории, которые он писал годами. Главная идея рождалась быстро, и Суриков сразу точно знал какими должны быть его герои – сложно было найти нужный типаж для натурной работы. Художник был терпелив, идей своих не бросал и всегда в итоге находил то, что искал.

Детские годы Сурикова прошли в Красноярске, в Сибири, где жизнь в те годы во многом сохранила традиции жизни XVIII века: жестокие нравы и забавы, смертные казни – все это не воспринималось, как что-то ужасное, это была обыденность. Суриков описывал в своих воспоминаниях, что когда он сталкивался с какими-то событиями современности, у него постоянно возникали исторические ассоциации.

Первые профессиональные навыки в рисовании художник получил в гимназии, когда, преподававший там художник Гребнев, закончивший в сове время Академию художеств, стал с ним заниматься, брать его на этюды, учил рисовать с гипсов.

Суриков загорелся желанием поступить в Академию, приехал в Петербург, но из-за слабого рисунка его не взяли; он смог поступить только в следующем году.

Рисунок никогда не был определяющим в творчестве Сурикова – в этом смысле он никогда не был академическим художником, несмотря на выучку. За неважный рисунок художника критиковали всю жизнь, однако, это был сознательный выбор: он никогда и не пытался усовершенствовать свой рисунок, достигнув уровня академических образцов, – он просто не считал это важным. Он был готов пожертвовать и рисунком, и какими-то историческими деталями ради общего «большого» исторического впечатления.

Суриков В.И. Меншиков в Березове

Меншиков в Березове

Академию художеств Суриков закончил успешно, получив золотую медаль, выполнив много эскизов и картин на исторические темы (из Библейской и античной истории) – «Пир Валтасара», «Убийство Юлия Цезаря» и др. Впервые к теме из русской истории Суриков обратился незадолго до окончания Академии – это была картина «Княжий суд», а также несколько работ на тему деяний

Петра I для оформления научно-промышленной выставки. После окончания Академии художеств Сурикова пригласили в Москву участвовать в росписи храма Христа-Спасителя.

Впоследствии художник писал: «Как только я приехал в Москву, старые дрожжи поднялись», имея ввиду, что атмосфера Москвы вдохновила его на обращение к русской истории. К этому периоду творчества Сурикова относятся три его самых знаменитых картины: «Утро стрелецкой казни» (1878-1881 гг.),

«Меншиков в Березове» (1884) - Низкая изба, освещенная неярким светом

Похожие материалы

Информация о работе