Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
по дисциплине: методика развития речи
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук.
2000
План:
I. Теоретические основы методики обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи.
1. Лингвистические основы методики формирования повествовательной речи у детей.
2. Психологические основы методики формирования повествовательной речи у детей дошкольного возраста.
3. Проблема обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи в литературе.
II. Практическая часть
Анализ методической литературы и наши наблюдения по проблеме обучения связной речи детей 4 года жизни показали, что:
- недостаточно внимания уделяется проблеме формирования связной речи, в том числе и проблеме ………
- отсутствует четкая структура монологического высказывания у детей; нарушается последовательность изложения, много повторов; наблюдается уход от предложенной темы; дети затрудняются в подборе словесного материала;
Нам представляется необходимым разработать наиболее эффективную методику обучения детей 4 года жизни………. ………………………………………………………………
Проанализировав календарные планы мы обнаружили, что в практике работы воспитателей редко используются занятия по развитию речи с целью……….; нет четкой системы; недостаточно разнообразны методы и приемы.
Поиск путей решения вопросов обучения….. составили проблему исследования. Цель настоящего исследования заключается в решении данной проблемы. Предметом исследования является процесс обучения ………
Объектом исследования являются…….
В основу иссл6дования была положена гипотеза, заключающаяся в том, что для более успешного обучения детей 4 года жизни….. необходимо:
Гипотеза позволила определить задачи исследования:
Мы надеемся, что разработанные нами методические рекомендации помогут нам успешно решить проблему обучения детей……
Обучение детей дошкольного возраста повествовательной речи.
I Теоретические основы методики обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи.
1. Лингвистические основы методики формирования повествовательной речи у детей.
1. Овладение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, это еще и умение связно рассказывать. (Ф. Сохин).
Термин «связная речь» в современной науке употребляется в нескольких значениях:
- процесс, деятельности говорящего.
- продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.
- название раздела работы по развитию речи.
(Ахманова О.С., Глухов Б.А., Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,
А.Н. Щукин)
Отрезок речи, обладающий значительной протяжностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части.
По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.
Тексты могут быть диалогического и монологического характера.
Якубинский Л.П. отмечал, что для диалога « будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки ».( 30 ) Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для этой формы связной речи характерны: краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.
Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.
Диалогическая речь более элементарна по своим характеристикам, чем другие виды речи.
Л.П. Якубинский замечает, что « для крайнего случая монолога будет характерна длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда, односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику, наличие заданности предварительного обдумывания и прочее. Но между этими двумя случаями находятся ряд промежуточных, центром которых является такой случай, когда диалог становится обменом монологами …».(30) Для монолога характерны: развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.