Культура чтения художественной литературы. Обучение смысловому чтению

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ
ПЛАН

Введение

1. Основные положения культуры чтения

2. Культура чтения художественной литературы

3. Обучение смысловому чтению

Заключение

Литература


Введение

Чтение бывает разным. Это может быть просмотр, выборочное чтение, полное чтение, изучение. Способ чтения зависит от цели и жанра произведения. Чтение художественной литературы сопровождается таким процессом, как продумывание. Необходимо понять сюжет и фабулу произведения. Выделить основную тему и идею. Умение читателя отождествлять себя с персонажами, для этого требуется разобраться в мотивах, симпатиях, антипатиях, в поступках поведения, в художественном конфликте произведения.

Читателя должно интересовать все; и пейзаж, и историческая обстановка, и внешний вид персонажей. Читая книгу, читатель должен понять внутренний вид персонажей, определить, как их индивидуальность, так и типичность.

На заключительной стадии происходит образно- смысловая оценка произведению. Можно проанализировать его, насколько автор сумел раскрыть образы, эпоху, исторический период того времени, дать критический анализ.

1. Основные положения культуры чтения

Анализ-это логический метод, с помощью которого, расчленяются предметы или явления, выделяя в них отдельные части, свойства, для дальнейшего детальнейшего изучения и рассуждения. Анализ художественного произведения, такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, проникновению в мысль и чувства, выраженные художником.

В процессе анализа необходимо выделенные части, объедиить вместе, в единое целое. Этой цели служит синтез. Синтез это мысленное объединение существенных свойств, однородных предметов и явлений.

Главная задача языка лирики, помочь прочитать стихотворение, как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения, выявлению идейного смысла стихотворения. В анализе стихотворения существует несколько рекомендаций; чтобы выяснить через изучение лирического произведения позицию автора, понять, что его волновало в те годы /период создания произведения/.

Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта. Раскройте тему, идею, композицию, специфику стихотворения. Излагая содержание каждой части стихотворения /ближе к тексту цитируя/, покажите мысли, чувства, душевное состояние, настроение лирического героя, объясняя, какими художественными средствами передавались эти мысли и чувства, какие средства поэтического языка при этом использовались.

Ответьте на вопросы; какое впечатление на вас произвело стихотворение? Какие строки показались наиболее значимыми и почему? Разбирая в стихотворении, выразительность языка, рассматривайте в единстве с другими художественными средствами; синтаксической структурой строки, строфы, интонации.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения, образ лирического героя. Содержание, смысл стихотворения надо искать в'' ключевых словах', с помощью, которого выражаются переживания лирического героя. обращаете внимание на фразы/подбираете фразы/с эпитетами, метафорами, сравнениями.

Не забывайте про комментарии, ссылки, примечания. Рассматривая стихи, необходимо обращаться к толковому словарю, который поможет выяснить значение и смысл отдельных слов, отличный от современного их значения.

Большую помощь при изучении стихотворения окажут переводы на родной язык, сравнение оригинала с переводом. Для лучшего запоминания в читательский дневник записать фамилию, имя автора, название произведения, краткое содержание, главные герои, выборочно цитаты.

Чтение научно-популярной литературы имеет свои особенности. Содержание научной литературы отличается наличием фактического материала и сжатостью информации, логически строго выстроенной цепью рассуждений и доказательств.

В отборе и чтении научно-популярных книг существует система первоначальной оценки книги в целом. Изучается титульный лист, где указывается; автор, название, место и год издания, название издательства.

Знакомство с оглавлением дает краткое представления содержания книги. Из каких разделов состоит, в какой последовательности излагается материал. Обратите внимание в книге на наличие чертежей, схем и рисунков, дополняющих и поясняющих текст, приложений и комментариев. Прочитав аннотацию, предисловие, введение, послесловие, вы лучше узнаете

Похожие материалы

Информация о работе