Управленческий аудит предприятий как инструмент выявления резервов повышения их рыночной стоимости

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

                                                                                                                          , к.т.н., c.н.с.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ИХ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

Основы построения и перспективы развития

В зависимости от целей, которые устанавливают государство-регулятор или конкретные заказчики «прослушивания» результатов финансово-экономической, информационной и социальной деятельности предприятий сегодня на практике используют несколько общеизвестных видов аудита: общий, правовой, налоговый и экологический, а также аудит систем информационной безопасности предприятий. Таким образом, вполне очевидным может быть признан факт неуклонного роста числа видов аудита предприятий.

По всей вероятности наступил момент, когда можно приступить к построению и заложить фундамент для дальнейшего развития еще одного вида этого рода деятельности, новой специальности, новой научной и учебной дисциплины под названием - управленческий аудит предприятий. К настоящему времени уже накоплена та критическая масса знаний,  теоретических и практических  разработок, после достижения которой это уже можно сделать.

Управленческий аудит предприятий - это еще одна уже зримая, четко различаемая разновидность узкоспециализированной, высокоэффективной интеллектуальной человеческой деятельности, имеющей, по-видимому, большое будущее.

Другими словами, управленческий аудит предприятий является еще одним обособленным видом экономической деятельности специально подготовленных для нее людей, рынок услуг которых только начинает приоткрываться, формироваться и использоваться.

Стержневая задача управленческого аудита предприятий - определение результативности, эффективности, социальной значимости и деловой активности (уровня экономического развития) производственных объектов бизнеса как общего результата трудовой деятельности управленческой команды каждого такого объекта в целом, так и трудовой активности, инициативности, интеллектуальности, креативности - степени творческого новаторства каждого члена управленческой команды предприятия, начиная с управленцев нижних звеньев управления и заканчивая руководителями этой команды.

Кроме выполнения этой задачи, в процессе управленческого аудита предприятия могут быть рассмотрены перспективы  и возможные темпы экономического развития и экономического роста этого предприятия (т.е. стратегия и тактика его жизнедеятельности), подготовлены материалы для плановой или же внеплановой аттестации его управленческих кадров, а также для подведения итогов заблаговременно объявляемых конкурсов на лучшего управленца подразделения предприятия, всего предприятия в целом, предприятий района, административного округа, города, области, края, республики, федерального округа, отрасли народного хозяйства и т.д.

Выполнением задач определения состояния финансово-экономического и социального здоровья аудируемых предприятий, ожидаемых темпов их экономического развития и роста, аттестации менеджеров и выбора лучших (и худших) из них, работа управленческих аудиторов не ограничивается. Как правило, они должны и будут выступать в роли врача-консультанта,  выбирающего и назначающего (рекомендующего) самые эффективные лекарства для нормализации здоровья бизнеса. Результаты управленческого аудита обязательно будут оказывать влияние на корректирование бизнес-плана дальнейшей работы проверенного предприятия и степень обоснованности принимаемых внутрипроизводственных и внепроизводственных управленческих решений.

Возникает закономерный вопрос, почему эта очевидно актуальная задача не ставилась научной и производственной общественностью раньше? Во-первых, не было идеи, а следовательно и способов того, как это можно делать; во-вторых, в связи с фактическим состоянием предприятий, распылением, разбазариванием, растаскиванием и разворовыванием их активов, отсутствовали даже предпосылки социального заказа на такую работу; в-третьих, не было класса собственников бизнес-единиц - людей, кровно заинтересованных в постановке и выполнении подобной задачи. Были, видимо, и другие причины того, что мысль о возможности и целесообразности такого аудита никому не приходила в голову, а если и приходила, то считалась преждевременной.

И тем не менее, утверждать, что никогда ничего не делалось в этом направлении было бы ошибочно. Известны несколько книг, посвященных вопросам оценки работы менеджеров, например, [ 1,  2,  3 ]. Общим местом для всех этих и других публикаций на эту тему является крайняя формальность получаемых оценок уровня эффективности управленческой деятельности людей. Результаты такой деятельности оцениваются не по конечным финансово-экономическим и социальным показателям предприятия за рассматриваемые отчетные периоды календарного времени, а, как правило, по личным качествам менеджера, оцениваемым по формализованным, весьма спорным балльным системам оценивания. Личные качества менеджера могут быть достаточно высокими, а конечные результаты производственной деятельности вверенного ему участка производства на предприятии  - стабильно слабыми, неудовлетворительными, существенно отличающимися от нормы, которую можно посчитать.

Основной конечной целью управленческого аудита предприятий является установление и указание заказчикам дистанции, оставшегося пути до достижения предприятием оптимального режима использования его производственных ресурсов и возможностей, при котором его рыночная стоимость и рыночная цена также оказываются оптимально высокими.

Под оптимальным режимом использования производственных возможностей предприятия понимается такой режим, при котором величина фактических показателей его товаропроизводительности, доходопроизводительности и прибылепроизводительности достигает нормативных для него значений и удерживаются на этом уровне.

Другими словами, предприятие достигает оптимального режима работы и оптимальной рыночной стоимости в том случае, когда уровень его деловой (экономической и социальной) активности, т.е. уровень его социально-экономического развития находится и поддерживается в норме (в относительных единицах измерения, равной 1,0, а в процентах - 100%).

Основными заказчиками управленческого аудита будут выступать:

n владельцы-собственники, учредители фирм, компаний, холдингов, концернов и корпораций

n продвинутое руководство управленческих команд предприятий

n государство, как владелец унитарных государственных предприятий и публичных компаний, в которых оно имеет контрольный пакет акций

n наблюдательные советы акционерных обществ (АО)

n общие собрания акционеров АО

n кредитные организации, например, банк, обслуживающий рассматриваемое предприятие

n общественные организации - для социально значимых предприятий

Похожие материалы

Информация о работе