Особенности характера заражения радиоактивными веществами

Страницы работы

Содержание работы

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЗАРАЖЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

При  ядерных взрывах на местности образуется радиоактивный след с общей площадью, достигающей тысяч и десятков тысяч квадратных километров. На степень радиоактивного заражения местности и находящихся на ней объектов влияет ряд факторов: тротиловый эквивалент (калибр) боеприпасов, расстояние от центра взрыва, метеорологические условия. При которых произведен взрыв, а также рельеф местности, характер почвы и растительности, свойства материалов и поверхностей заражаемых объектов.

Основным заражением является нахождение полувагона над выпадающими радиоактивными осадками. После прохождения через зараженный участок железнодорожный состав заражается неравномерно. Наибольшему заражению подвергаются ходовые части вагонов и особенно их горизонтальные поверхности. Зараженность ходовых частей может быть примерно в 3-5 раз больше, чем зараженность кузова. При этом вагоны головной части поезда заражаются в несколько раз больше, чем хвостовой. Наибольшее заражение наружных поверхностей полувагона происходит при скоростях 50-60  км/ч.

При дальнейшем увеличении скорости процесс прилипания радиоактивной пыли уменьшается и усиливается процесс их сдувания с поверхностей. Поэтому во время движения поезда со скоростью 60-80 км/ч по участку длиной 50-60 км зараженность поверхностей вагонов (кроме ходовых частей) может снизится вдвое за счет сдувания радиоактивной пыли

При определении объемов работ по дезактивации поездов учитывают, что поезда , подвергшиеся первичному заражению во время движения в зонах сильного и опасного заражения, как правило, не потребуют дезактивации. При заражении на станке поезда следует дезактивировать в первые сутки с момента взрыва.

      При заражении подвижного состава в зонах опасного заражения (без учета возможности самодезактивации наружных поверхностей)  сроки, в течение которых будет необходима дезактивация не превысят 1-5 суток.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ СПОСОБЫ ДЕЗАКТИВАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ МАТЕРИАЛЫ

Наиболее достигнутыми и эффективными являются следующие способы дезактивации.

       Механические способы – удаление радиоактивными с зараженных объектов путем сметание , стряхивание, сдувание, обработки пылесосами; снятие и удаление слоя грунта, снега, грязи; покрытие зараженной поверхности территории, пути, проходов слоем незараженного  материала.

       Физические способы – удаление сравнительно слабо связанных с поверхностью радиоактивных частиц струей воды под давлением; обмывке водой, протирание растворителями; очистка зараженных жидкостей перегонкой и др.

       Физико – химические способы дезактивации предназначены для удаления радиоактивных веществ, наиболее прочно связанных с зараженной поверхностью или растворенных в жидкостях. К этим относят обработку зараженных поверхностей объектов моющими растворами с одновременным их протиранием щетками; обработку газожидкостей или пароэмульсионной струей; стирку одежды; очистку воды, основанную на фильтрации и использовании способности радиоактивных изотонов и их носителей участвовать в каллоидных процессах и процессах ионного обмена.

       При выборе способов дезактивации учитываются природа и свойства материалов, из которых изготовлены объекты, составлены и загруженность поверхностей , наличие сил и средств, сроки проведения работ и др.

       В данном проекте принимаем физико - химический способ дезактивации и дезактивирующий раствор моющего порошка СФ-2У в воде примерно

0,15-0,3% - ый. Дезактивирующие растворы не оказывают разрушающего действия на металлы и лакокрасочные покрытия.

Схема временного пункта обеззараживания подвижного состава.

                    

Обозначения:

  1. паровоз
  2. цистерна-водохранилище

3.  вагон-насосная и склад химикатов

  1. вагон-электростанция

5.  склад оборудования

6.  позиция для разгрузки вагонов

7.  площадка для обработки отдельных вагонов

8.  вагон-электростанция – дезкамера – прачечная

9.  место стоянки вагона для обработки одежды , обуви и средств индивидуальной защиты

10.  вагон – 

11.  вагон для снаряжения личного состава

12.  склад одежды

13.  вагон – лаборатория

14.  вагон – медпункт

15.  площадка для обработки одежды, обуви и средств индивидуальной защиты

16.  открытая платформа

17.  грузовой склад

18.  площадка для обработки грузов

19.  земляной резервуар для приема стоков

20.  земляной отстойник

21.  площадка для мусора

22.  участки для нанесения раствора и обмывки

23.  ВММ-3

24.  склад дезактивирующих материалов

Щим дозиметрическим контролем.

  При дезактивации груженых поездов или отдельных вагонов производят следующие операции:

1.  проверку степени заражения наружных поверхностей вагонов и грузов, находящихся на открытом подвижном составе;

2.  обмывку наружных поверхностей вагонов, находящихся на открытом подвижном составе;

3.  дообработку отдельных частей и поверхностей вагонов;

4.  дозиметрический контроль обработанного состава.

В данном проекте принимаем технологический процесс рис…

        Подвижной состав, зараженный РВ разрешается использовать для погрузки или дальнейшего передвижения только после дезактивации или естественного обеззараживания.  Допустимое заражение РВ-180 мР/ч.

    В данном проекте обеззараживание полувагонов осуществляется 0,15-0,3% раствором СФ-2У в воде а также протиранием ветошью.

  Производительность ПОПСа за смену определяется по формуле.

П = ,

Где  tc – продолжительность смены;

*t1 – время на подачу первой группы полувагонов , 20 мин;

*tn - время на обработку последующей группы вагонов , 25 мин;

*t0 – время на отдых , 150 мин;

*n – число вагонов в группе, 15;

*ty – цикл обработки, 30 мин;

П =

*  

 

Похожие материалы

Информация о работе