Леонтьевский центр при поддержке Фонда Евразия
Стратегическое планирование в городах России
обзор по результатам оценки качества стратегического планирования в 20 городах
5. Рекомендации для поддерживающих структур по обмену опытом и информационно-методической поддержке стратегического планирования
Приложение. Список городов России, использующих стратегическое планирование
Санкт-Петербург
март 2002 г.
Территориальное стратегическое планирование, понимаемое нами как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде, получило распространение в развитых странах с восьмидесятых годов прошлого XX века. В России по мере становления местного самоуправления и рыночных реформ у местных властей и городских сообществ также возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию.
Первый в России Стратегический план Санкт-Петербурга, нацеленный на повышение конкурентоспособности города и разработанный на новых принципах широкого общественного участия, был принят в конце 1997 г. Он получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты Российской Федерации к началу подобных разработок. Эта деятельность стала особенно активной с 1999 г. благодаря поддержке ряда проектов программы ЕС Тасис, Фонда Евразия, Фонда Сороса. Сейчас уже около 35% городов России имеют или разрабатывают те или иные документы, определяющие перспективы развития города. Примерно половина этих документов включает элементы стратегического планирования.
Исследования Леонтьевского центра, основанные на результатах изучения информационных ресурсов и специального анкетирования городских и региональных властей, позволили составить список городов России, в той или иной степени использующих стратегическое планирование (Приложение).
Почти половину списка составляют города, участвовавшие и участвующие в проекте "Стратегии развития малых городов" программы Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) "Малые города России" – 75 городов.
Заметно и влияние деятельности Фонда Евразия – ряд городов получили импульсы к стратегическому планированию в результате участия в проектах этого Фонда, в том числе в результате проекта Леонтьевского центра "Информационная и методическая поддержка стратегического планирования в городах и регионах России с использованием Интернет". Активно работает в данном направлении и Тасис. По проектам Муниципальный менеджмент в России, МЕРИТ 1, Бистро, Усиление синергии получили поддержку в освоении стратегического планирования 5 шахтерских городов, все города Псковской и Ленинградской областей, Вологда, Калининград, Сочи, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др. Присутствует на этом поле и DFID, финансирующий консультантов, помогающих властям Екатеринбурга, Нижегородской области, Санкт-Петербурга.
На распространение стратегического планирования на муниципальном уровне оказывает большое влияние позиция региональных властей. Так, проведенные в 2000 г. в Псковской области и в 2001 г. в Ленинградской области, конкурсы на лучшую концепцию (стратегический план) развития муниципального образования обусловили высокую представленность в списке городов из этих регионов. С регионального уровня активизируется деятельность в Челябинской области, Красноярском крае, Пензенской области, Бурятии, Якутии, Карелии, Хабаровском крае.
По нашему мнению, имеющаяся информация позволяет оценить максимальное количество городов России, знакомых со стратегическим планированием и использующих его элементы на практике, цифрой 200. Количество муниципальных образований (городов и районов), разрабатывающих разнообразные концепции и программы долгосрочного развития может быть оценено цифрой 350 (около трети от общего числа).
Из 200 городов, по нашей оценке использующих элементы стратегического планирования, теперь уже почти 40% (80 городов) продвинулись в создании Стратегического плана в точном смысле этого понятия.
Наиболее продвинутыми в процессе стратегического планирования являются города, получавшие финансовую и методическую поддержку. Таких городов около 100. Размер поддержки, при этом, весьма различен. Если Санкт-Петербург в свое время смог потратить на разработку несколько сотен тысяч долларов, то для городов-участников программы «Малые города» Фонда Сороса на каждый город пришлось 20-25 тыс. (грант на компьютерную технику, грант на консультантов, участие в нескольких тренингах). Участники конкурсов Ленинградской и Псковской области получали лишь методическую помощь в виде тренингов, семинаров и нескольких человеко-дней работы консультантов, что можно оценить в 5-7 тыс. долл. на каждый город.
Надо признать, что качество стратегического планирования и работы консультантов не всегда высоки. Систематически недооцениваются аспекты стратегического планирования, связанные с общественным участием и активизацией местного сообщества, институциональным обеспечением реализации. Часто анализ конкурентных преимуществ и целеполагание проводятся формально и непрофессионально. Бывают случаи, когда конкретная аналитическая работа подменяется глобальными общефилософскими дискуссиями, оканчивающимися очевидными и неконструктивными выводами, либо, наоборот, под видом стратегического протаскивается прежнее комплексное приземленное псевдо точное и излишне детальное планирование советского образца. Такая подмена способна полностью дискредитировать саму идею стратегического планирования.
Как нам представляется, можно выделить два главных признака
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.