Иосиф Бродский: до и после... ("третья волна" эмиграции)

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова

Институт филологии (русская филология)

КУРСОВАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Тема: ИОСИФ БРОДСКИЙ:

ДО И ПОСЛЕ...

                                         Выполнил

студент 4 курса б

                                         Проверил

к.фил.н, доцент

                                         Оценка

_________________

                          Абакан, 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................... 04

Глава 1. "Третья волна" советской эмиграции ............ 06

1.1. Идеология эмигрантов и конфликт поколений ...... 06

1.2. Литературные направления "третьей волны" ....... 07

Глава 2. Иосиф Бродский: поэт нового зрения ............ 11

   2.1. Хронология ..................................... 11

   2.2. Литературные воззрения Иосифа Бродского ........ 12

   2.3. "Поэта далеко заводит речь..." Анализ творчества 14

Заключение ............................................. 28

Библиография ........................................... 30

Все есть в стихах - и  вкус, и слово,

И чувства верная основа,

И стиль, и смысл, и ход, и троп,

И мысль изложена не в лоб.

Все есть в стихах - и то и это,

Но только нет судьбы поэта,

Судьбы, которой обречен,

За что поэтом наречен.

ВВЕДЕНИЕ

Советская гласность имеет особое значение для русской зарубежной литературы. В западных странах ничего не видят  предосудительного в том, что некоторые люди проживают за границей.  По-английски таких людей называют "expatriates". Как известно, у  русских писателей советского периода таких возможностей не было. Теперь изгнание окончилось, хотя Исход продолжается. И пришло  время оглянуться назад и сохранить для будущих  поколений  показания тех, кто пережил изгнание.

Литературными изгнанниками можно считать  и  так  называемых внутренних эмигрантов, то есть писателей,  находящихся  в  ссылке внутри России.

Русские эмигранты советского периода традиционно делятся  на три группы: "первая волна" - то есть те, которые уехали во  время или сразу после гражданской войны в России; "вторая волна", к которой относятся люди, бежавшие на Запад  или  оставшиеся  там  во время Второй мировой войны; и "третья волна" - эмигранты, покинувшие страну в семидесятые годы и позднее.

Предметом нашего исследования является "третья волна"  эмиграции.

Советский Союз беспрестанно проводил ожесточенную войну против эмиграции, выпуская многочисленные статьи,  которые  рисовали мрачную картину эмигрантской жизни.

Не отступая от своей жесткой линии  в  отношении  эмиграции, советские власти прибегли к тактике, примененной в свое  время  к Троцкому, - лишению гражданства.

История русской эмиграции неумолимо связана с евреями в России. Евреи составляли  основную  часть  экономической  эмиграции. "Третья волна" стала еврейским феноменом. По мере того, как отходят в иной мир старшие, русская эмигрантская община становится все более и более общиной русских евреев. [3, с.14]

В своей работе мы рассмотрим мир русской иммиграции и остановимся на творчестве Иосифа Бродского.

ГЛАВА 1. "ТРЕТЬЯ ВОЛНА"

СОВЕТСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

1.1. ИДЕОЛОГИЯ ЭМИГРАНТОВ И

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Идеологический спектр эмигрантской общины, как и тот,  который наблюдается в  советских  диссидентских  кругах,  значительно правее диапазона Западной Европы. Во многих отношениях  идеология инакомыслия была выработана ранее в эмигрантских группах,  нежели в самой советской империи.

В начале семидесятых, когда на Запад стала пребывать "третья волна", писатели вскоре обнаружили свою несовместимость с  редакторами таких старых эмигрантских изданий, как "Новое русское слово" в Нью-Йорке, "Русская мысль" в Париже и "Грани" во  Франкфурте-на-Майне. Совершенно разные опыт и мировоззрение  мешали  возникновению общих точек соприкосновения между поколениями старых и новых эмигрантов. К тому времени читательская аудитория этих  изданий настолько уменьшилась, что для того,  чтобы  выжить,  нужно было заинтересовать новоприбывших. Некоторые из недавних эмигрантов, например Александр Солженицын и Владимир Максимов,  в  конце концов примкнули к старшему поколению.

Оказавшаяся все-таки в некоторой изоляции "третья волна" начала горько сетовать на цензуру, а потом принялась создавать свои издательства, газеты и журналы. Старые эмигранты объясняли  "цензуру" неизбежным в издательском процессе редакторским правом.

Жесткие требования в литературе советского периода  вынудили многих писателей выступать против любых политических идей в своих книгах.

В марте 1987 года открытое письмо, ставящее под  вопрос  истинное значение гласности и подписанное десятью эмигрантами,  было опубликовано в ведущих газетах Запада. К  удивлению  подписавших, их письмо было перепечатано в газете "Московские новости", и отсюда начался долгожданный диалог между  советскими  и  эмигрантскими писателями. В 1988 и 1989 годах советские журналы и  издательства опубликовали огромное число романов, рассказов, стихов и мемуаров эмигрантских писателей и поэтов. Некоторые из них  посетили Советский Союз, где выступали  перед  огромными  аудиториями поклонников. [3, с.15]

1.2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

"ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ"

Поэзия 1920-1970 годов развивалась по направлениям, намеченным в модернизме и авангарде. Можно выделить три основные  линии. Первая идет от акмеизма, условно говоря, петербургская, наследующая опыт в первую  очередь  Аннинского,  Блока,  Ахматовой,  Мандельштама. Вторая идет от футуризма, условно  говоря,  это  линия московская, наследующая опыт прежде всего Хлебникова, Пастернака, Маяковского, Цветаевой. Третья линия, линия крестьянской  поэзии, еще более условно говоря, деревенская, идет от Клюева и  Есенина. Каждый из поэтов середины ХХ века находятся на одном из этих

Похожие материалы

Информация о работе