Главные сведения о жизни Богоматери. Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

План

1. Вступление.

2. Введение.

3. Основная часть.

- главные сведения о жизни Богоматери

- иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции

- иконография Богоматери

4. Заключение.

- влияние икон Богоматери на жизнь средневековой Руси

5. Список литературы.


Введение.

Иконы постоянно жили рядом с русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией это одновременно знакомство с нашим прошлым. Интерес к этой теме возник не случайно. Любопытно узнать почему христиане почитают иконы, как это отразилось на их изображении в частности иконы Богоматери. Чем можно объяснить поклонение иконам, когда в Библии это осуждается?

По преданию, первой иконой был кусок ткани, на котором отпечатался лик Христа. Изображения бога в телесном образе многим христианам казалось идолопоклонством. Ведь и античных богов, которых сторонники Христа считали демонани, изображали и в скульптуре, и в живописи, чтобы поклоняться этим изображениям. Христиане справедливо говорили, что статуи языческих богов - не боги, а бездушные истуканы, идалы ; нельзя покланяться статуе, так как она - - просто обработанное дерево или камень. В библии запрещались вообще любые изображения : " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу.

" Однако именно потому, что первые христиане сами сначала были язычниками, они привыкли к изображениям. Им хотелось иметь перед глазами образы собственных святых. Но в основе хретианства было учение о боговоплощении, то есть о рождении Бога в человеческом облике. Поэтому не прекращались попытки запечатлить этот облик с его чертами : ведь это было как бы доказательством истинности существования Христа, Богоматери и святых. Главной трудностью на этом пути была неоходимость передать не только тело, но и душу, высочайшую духовную сущность изображенного.

В христианском искусстве сложился иконографический канон постоянно воспроизводимые, перерисовываеме друг с друга изображения, которые с одного взгляда позволяют определить, что за святой или какое событие представлено на иконе. Часто говорят, что канон ограничивает свободу художника. Но средневековый мастер и не стремился к свободе : он не должен был писать " от самомыслия ", считалось, что его рукой ведет Бог. Поэтому так распространены были легенды о том, как иконы вместо художника писал ангел или же незримая сила направляла работу мастера. Такой взгляд обусловил анонимность средневекового творчества. До ХVII века художники почти никогда не подписывали свои иконы. Икона стала так заметно отличатся от картины, что большинство христиан признало возможность священного изображения.

Видный богослов VII в. Иоанн Дамасин ( живший в городе Дамаске ) сформулировал основные положения христианского иконопочитания. Он утверждал, что икона есть чувственный образ, возводящий ум человека к сво ему духовному первообразу ( оригиналу ). Икона не является Богом, но приобретает часть святости своего оригинала. Она даже может творить чудеса. Обращаясь с мольбой к иконе Богоматери или христа, человек просит милости не икону, а самих Христа и Марию.

Основная часть.

Главные сведения о жизни Богоматери.

Главные сведения о жизни богоматери древнеруссикй читатель узнавал из источников, что повествовали о Христе :каноничесских и апокрифичесских Евангилей. Дева Мария родилась у супругов из Иерусалима, Иоакима и Анны, когда они уже потеряли надежду на рождение ребенка. Обрадованные родители посвятили девочку Богу отдали ее в возросте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор одного апокрифического Евангеля писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей. Когда Мария выросла, ей уже не пологалось жить в храме.

Ее родители к тому времени умерли, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет и посвятить себя Богу, в мужья

Похожие материалы

Информация о работе