Кроме того, оснащение ума теперь определяется уже не образованием (от которого остается дымка полузабытых понятий), а статистически, что в корне отлично от рационального картезианского образования. Даже к ученому 70% информации поступает не через научную литературу и доклады, а через массовую печать и научно-популярные журналы (40%) и через личное общение.
Случайный характер распространения идей в мозаичной культуре вызывает приливы и спады интереса общества к тем или иным идеям - социокультурный цикл. Ритмы пронизывают не только моду одежды, но всю духовную жизнь общества. Идеи подхвачиваются СМИ и распространяются ими, благодаря чему идеи постепенно становятся общеизвестными и в конце концов служат материалом для дальнейшего творчества.
В массовое обращение идеи поступают через микросреду - кружок единомышленников, раскрывающих и усиливающих идеи друг друга среди враждебного окружения. Распространение идей характеризуется феноменом, который Э.Ноэль-Нойман назвал "спиралью молчания": общественное мнение открывает свободу самовыражения его приверженцам. Те же, кто имеет иное мнение, замыкаются и молчат из-за боязни изоляции и отторжения от социума.
В этом отношении СМИ, влияя на общественное мнение, помогают выговориться тем или иным группам, подсказывают формулировки, артикулируют речь.
Общественное мнение передается с помощью стереотипов - эмоционально окрашенных оценок, символов, фантазий. / Карикатура - путеводитель в мире общественного мнения.
2. Освоение культуры и роль СМИ
Чтобы новичка приняли в социум, он должен быть полезен для этого социума и доступен для общения, т.е. освоить культуру, свойственную этому социуму.
Слой активистов, социальной функцией которого является создание, развитие и распространение культуры, называют интеллигенцией.
Поэтому адаптация новичка к социуму определяется его контактом с интеллигенцией этого социума. Но и для всех членов социума такой контакт важен - при изменении сверхзадач, а тем более в кризисных ситуациях культура может резко измениться и те, кто не впишется в эти изменения, рискуют выпасть из социума и потерять шансы на выживание.
Это относится и к тем членам сообщества, кто не включен во властную элиту и вынужден жить по установленными ею правилам, - должностные лица и чины иерархий, безликая масса "индивидов как таковых", отчужденных из иерархий в сферу личной жизни, команды и тусовки профессионалов в специализированных сферах "свободных зон".
Культурологи отмечают распространение во всем мире с середины ХХ века процессов стандартизации повседневной жизни людей, особенно в тоталитарных обществах. Утрачивая свою индивидуальность, человек растворяется в толпе и легко становится жертвой манипуляций со стороны властной элиты.
Культура подобного "массового общества" была описана Х.Ортегой-и-Гассетом. Он писал: "Ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнения надо дать им, влить как смазочное масло в машину".
Основная функция массовой коммуникации - процесс социальной и социально-психологической интеграции индивидов в некоторую общность. Причем для одних это означает включение в самоуправление социума, а для других - приобретение готовности выполнять указания властной элиты.
Коммуникационная система присуща любому объединению людей и обособление этого единства связано с выработкой особой знаковой системы (особые слова у влюбленных, жаргон подростков, термины специалистов и т.п.). Массовая коммуникация - наиболее развитая из подобных систем. Она решает следующие задачи (Л.В.Петров, 1975):
· "Картина мира" - сообщения о событиях и их политическом значении во внешней для социума среде.
§ "Картина социума" - изменения и социальные ориентации внутри социума и сообщества в целом. Создание такой картины не что иное, как процесс социальной регуляции.
§ Трансляция современной культуры и культурного наследия.
§ Привлечение и удержание внимания аудитории массовой коммуникации.
Социум, чтобы держать своих активистов и прочих членов сообщества
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.