Конституция Российской Федерации (далее – РФ) является основополагающим документом всей правовой системы нашего государства. Её принятие 12 декабря 1993-го года ознаменовало новую веху в развитии нашего государства, закрепив основы перехода от тоталитаризма к демократии. При разработке Конституции РФ были рецепированны многие передовые нормы из конституций зарубежных стран. Но чуть ли не сразу после принятия Основного Закона многие его положения подверглись критике и выдвигались предложения о пересмотре или даже принятии новой Конституции. Надо заметить, что критика была не безосновательной. Ведь известно, в каких условиях принималась Конституция. Эти условия не давали возможности подробнее разработать её положения, которые, зачастую, заимствовались без адаптации к российской действительности. Но сторонники реформирования Основного Закона столкнулись соответственно и с непроработанным механизмом внесения изменений в Конституцию РФ. Поэтому вопрос о механизме принятия поправок и пересмотре Конституции РФ является важным и приоритетным в развитии российского конституционализма. Но, Прежде всего, надо ответить на вопрос: а назрела ли необходимость конституционных реформ? Приходится сказать: да.
Речь идёт о конструкции власти (правовой статус и компетенция Президента РФ, федеральных функциональных и отраслевых органов исполнительной власти, прокуратуры), о изменении соотношения функций Президента и парламента, о природе органов местного самоуправления, о корректировке практики внутригосударственных договоров, о уточнении ряда позиций второй главы Конституции РФ[1].
Сам механизм пересмотра и принятия поправок к Конституции РФ отражён в главе 9. Так что же такое «поправки» и «пересмотр»? Кажется, что возможна такая трактовка: поправки – это частичный пересмотр Конституции, не затрагивающий её принципиальных положений, а пересмотр – изменение фундаментальных позиций, влекущее изменение конституционного строя.
Однако в ч.1 ст. 135 говорится, что положения глав 1,2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. При поддержке тремя пятыми голосов обоих палат предложения о пересмотре положений этих глав, созывается Конституционное Собрание. Отсюда следует вывод о том, что любое предложение, касающееся изменений глав 1,2 и 9, даже самое незначительное, не влекущее изменения конституционного строя, всё равно рассматривается, как попытка изменить этот строй.
И поэтому вступает в действие сложный механизм пересмотра Конституции. Этот подход можно считать оправданным, если речь действительно идёт о принципиальных для конституционного строя положениях.
Вопросы изменения глав 1,2 и 9 не могут быть решены законами РФ, для этого предусмотрено внесение предложений о пересмотре положений Конституции РФ. Но с этим связанно ряд вопросов:
- не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения;
- Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции РФ;
- существует некоторое несоответствие между положениями ст. 134 и ч.2 ст. 135 Конституции РФ.
Очевиден один путь появления нового Основного Закона: если возникла идея пересмотра положений глав 1, 2 и 9 и при этом созывается Конституционное Собрание. Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой[2]. Конституция РФ ставит Конституционное Собрание перед жёстким выбором, не упоминая о возможности принятия промежуточного решения, например, изменений в отдельных её положениях. Нигде нет ответа на вопросы, как понимать слово «разрабатывает», создаётся ли для этого Конституционная комиссия, сколько будет длиться эта разработка и многие другие организационные нюансы. На эти вопросы должен ответить закон о Конституционном Собрании, который до сих пор не принят, что создаёт проблемы на пути реформирования российского конституционного строя.
Таким образом, созыв Конституционного Собрания в первый раз возможен лишь в том случае, если за пересмотр «неизменяемой» части Конституции выступят не три пятых, а квалифицированное большинство парламентариев, предусмотренное в ч.2 ст. 108 Конституции для одобрения федерального конституционного закона.
Что касается способов принятия новой Конституции, то по ст. 135 их - два: двумя третьими от общего числа членов Конституционного Собрания или на всенародном голосовании. Однако Конституция не отвечает на вопрос: а можно ли вообще подготовить новый текст Основного закона, вынести его на референдум, принять таким путём и тем самым обойти усложнённый порядок её пересмотра? Для этого надо собрать два миллиона подписей граждан[3], но, как известно, Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ[4]. Хоть оба варианта не исключают друг друга, но этот вопрос нуждается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.