Принципы избирательной системы в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

открепительному удостоверению такой избиратель сможет проголосовать на том избирательном участке, не территории которого он будет находиться в день голосования.

Много вопросов вызывает и практика проведения дополнительных и повторных выборов депутатов Палаты Представителей и представительных органов местного самоуправления. Имеют место случаи, когда такие выборы проводятся безрезультатно несколько раз. В соответствии с законом избирательные комиссии вынуждены организовывать их проведение до замещения свободного депутатского мандата. В то же время в силу и объективных и субъективных причин состав кандидатов не всегда удовлетворяет избирателей, что негативно сказывается на их активности при голосовании.[7]

4.2. Роль органов прокуратуры в контроле за соблюдением законности выборов.

Важное звено в совершенствовании избирательной системы, гарантия защиты избирательных прав в случае их нарушения, работе прокуратуры. Практика прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства, должна позволить, во-первых, оценить состояние законности в избирательном процессе, во-вторых, определить сильные и слабые стороны в организации прокурорского надзора. Итоги декабрьских выборов в Государственную Думу 1995 года, показали, наибольшее число нарушений избирательного законодательства допускалось при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты – 37,4%. Причем более половины составляют нарушения порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Наиболее типичные из них – подлог подписных листов (52%). Немало нарушений на этой же стадии избирательного процесса было связано с незаконным отказом в регистрации кандидатом в депутаты – 24%. Следующим по распространенности можно считать нарушения, допущенные при реализации права на предвыборную агитацию – 19,5%. Около половины из них приходятся на случаи проведения предвыборной агитации в день, предшествующим выборам – 46%. Нарушения, допущенные при голосовании и определении результатов выборов, составляют 17,9%.

В деятельности прокуроров в период избирательной кампании можно отметить нежелательные тенденции. Фактически на протяжении всего избирательного процесса прокуроры ожидали поступления сообщений о нарушениях избирательного законодательства. Все зарегистрированные нарушения по которым принимались меры прокурорского реагирования, поступили в органы прокуратуры от избирательных комиссий (50%), от граждан (33,3%), от избирательных объединений (3,4%) от кандидатов в депутаты (3,3%), из других источников (10%).

Всякая прокурорская проверка может быть проведена лишь в связи с имеющимися у прокуроров сведениями о нарушениях законов. Однако это вовсе не означает, что, получив информацию о таком нарушении и соответствующим образом отреагировав на нее, прокурор может спокойно дожидаться нового сообщения. Такая позиция не соответствовала бы требованиям Закона о прокуратуре. Применительно к надзору за исполнением избирательного законодательства понимание требований Закона о прокуратуре должно заставить прокуроров организовать более глубокую проверку, допустим, в тех окружных избирательных комиссиях, где отмечались случаи в приеме документов для регистрации кандидатом в депутаты либо отказывали в такой регистрации. [8] Таким образом, наша избирательная системы нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое должно расширять подлинное представительство народа в высших органах власти, усиливать контроль общественности за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы: история принятия избирательного закона 1994 года позволяет утверждать, что современная избирательная система Российской Федерации несовершенна, и сориентирована на интересы уже существующих партий.

1.  Возможности альтернативы мажоритарно -территориальной избирательной системы (например, чисто мажоритарная или сформированная по “производственному” принципу).

2.  Результаты выборов в последнее время не застрахованы от фальсификации, так как они не предполагают гласного общественного контроля за проведением итогов.

3.  Законность избирательного процесса должна быть под постоянным контролем со стороны общественности, представителей партий и общественных движений, представителей международных организаций.

Избирательные права - это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, участия в выражениях непосредственной демократии (народная инициатива, референдум, др.).

К избирательному праву относится прежде всего активное избирательное право - право голоса, предоставляющее возможность голосовать. Пассивное избирательное право - право избираться в выборные органы власти.


Список литературы:

1.  Конституция РФ. М 1993 г.

2.  Конституционное право России: Сборник конституционное-правовых актов В 2 т. Отв. Ред. Кутафин О.Е. М. 1999 г.

3.  Конституционное право. Энциклопедический словарь. М. 2000

4.  ФКЗ «О референдуме РФ» от 10.10.1995 года. № 2

5.  ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24.06.1999 г. № 121

6.  ФЗ «О выборах президента РФ» от 31.12.1999 г. № 228 «Российская газета» 2000 год, 5 января

7.  Избирательное право России (в документах) ВЗТ М. 1999 г.

8.  Избирательное право и избирательный процесс в РФ: учебник для ВУЗов

Похожие материалы

Информация о работе