Институт чрезвычайного положения в Конституции России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Российский государственный гуманитарный университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Конституциональное (государственное) право России»

На тему

«Институт чрезвычайного положения в

Конституции России»

Выполнил: студент группы 21-ЮР

Проверил: преподаватель И


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие понятия «чрезвычайное положение»

2. Совершенствование правового режима чрезвычайного положения

3. Актуальные вопросы защиты прав человека при чрезвычайном положении

Заключение

Литература


Введение

Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти. Одним из таких правовых режимов, применяемых в условиях, когда иные средства поддержания правопорядка признаются неэффективными, является режим чрезвычайного положения.

Особую актуальность данной проблеме придает то обстоятельство, что Российская Федерация не обладает в полной мере необходимой правовой базой, регламентирующей применение чрезвычайного положения, средств и инструментов его составляющих. Действующий Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», иные нормативно-правовые акты, определяющие особенности использования данного правового режима, нельзя признать соответствующими современному уровню государственной практики. Хотя Конституция РФ 1993 г. предусмотрела принятие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», соответствующий законопроект, внесенный в Государственную Думу ФС РФ Президентом РФ в 1997 г., был рассмотрен в первом чтении лишь 29 июня 2000 г. и принят во втором чтении 4 апреля 2001 г.

В то же время, нарушение норм и требований Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, принятие актов и осуществление действий, направленных на нарушение государственного единства, территориальной целостности, эффективного осуществления государственной власти, получили широкое распространение во многих субъектов Российской Федерации. «В таких условиях государственная власть Российской Федерации должна обладать всеми необходимыми правовыми средствами, использование которых способно обеспечить осуществление задач прогрессивного устойчивого развития Российского государства.»[1]

Обосновывая актуальность разработки режима чрезвычайного положения, следует отметить следующие принципиальные моменты:

во-первых, режим чрезвычайного положения, как и иные механизмы конституционной ответственности и федерального вмешательства, надлежит расценивать не как инструменты, посредством которых происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина, их ограничение, а как неотъемлемую часть правового арсенала, призванного обеспечить неукоснительное осуществление государственных интересов, гарантировать соблюдение прав граждан страны;

во-вторых, закрепление в нормативных правовых актах условий применения режима чрезвычайного положения вводит в конституционные рамки деятельность власти в ситуациях, когда необходимо использование исключительных мер. Таким образом, действия органов власти вводятся в законодательно определенные рамки, снижается вероятность применения исключительных мер вне и вопреки правовых регуляторов;

в-третьих, разработка режима чрезвычайного положения и его составляющих не предполагает обязательности полномасштабного их применения. Напротив, данный режим должен использоваться только в тех случаях, когда иные правовые средства восстановления стабильности и конституционного порядка исчерпаны. Но даже в странах с устоявшими демократическими традициями, подробное нормативно-правовое закрепление режима чрезвычайного положения, хоть зачастую и характеризуется как «спящие прерогативы» власти, является тем механизмом, который может в случае необходимости быть задействован.

Режим чрезвычайного положения выступает как обязательный элемент охраны интересов государства, прав и свобод граждан от неправомерных действий политических сил, преследующих антигосударственные цели.

Объектом работы выступают правоотношения, возникающие при применении в Российской Федерацией режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение рассматривается как средство урегулирования противоречий, имеющих место в федеративных отношениях и как инструмент восстановления стабильности управления государством и единства государственной власти в кризисных ситуациях.

Предметом работы являются вопросы правового регулирования режима чрезвычайного положения, практики использования режима чрезвычайного положения в государственно-правовых отношениях в Российской Федерации. В данной работе рассматривается понятие чрезвычайного положения, проанализирована совокупность правоотношений по использованию режима чрезвычайного положения в федеративных государствах, исследуются вопросы закрепления в нормативных правовых актах и практика административно-правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина при применении режима чрезвычайного положения.

1. Развитие понятия «чрезвычайное положение»

В Советской России на первых этапах ее существования оба режима охраны (исключительного положения) были трансформированы в единый институт чрезвычайного положения. Было также определено, что в период войны или серьезного вооруженного конфликта решением высших органов государственной власти правовой режим всей государственной территории или ее части может претерпевать и более серьезные изменения.

Негативное отношение к чрезвычайщине и отсутствие в советском праве регуляторов чрезвычайного положения не препятствовало власти использовать различные мобилизационные механизмы, когда речь шла об угрозе государству и политическому режиму в нем. Но применяемые в государстве с жестко субординированной системой управления силовые механизмы не нуждались в излишней, с точки зрения властей, правовой регламентации. Периодически возникающие в различных регионах страны конфликты, вызываемые социальными причинами или межэтническим противостоянием, преодолевались в том числе и с использованием силовых инструментов в оперативном режиме.

Когда продолжение подобной практики стало невозможным в силу целого ряда причин, среди которых процессы демократизации, перестройки, гласности, декларирование концепции социалистического правового государства, власти были вынуждены при восстановлении порядка в дестабилизированных регионах объяснять свои действия и вводить их в очерченные правом рамки. К концу 80-х - началу 90-х гг. под воздействием социально-политических и межнациональных конфликтов отношение к режиму чрезвычайного положения стало меняться. Первым случаем использования правового режима чрезвычайного положения в СССР, ставшим своеобразным испытанием союзного центра на прочность и способность разрешать сложные проблемы, явились события в Нагорном Карабахе. Однако признание права на существование режима чрезвычайного

Похожие материалы

Информация о работе