СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Никколо Макиавелли
2. Жан Боден
3. Этьен де Ла Боэси
4. Анджей Фрыч Моджевский
5. Томас Гоббс
6. Джон Локк
7. Шарль Луи де Монтескье
8. Жан-Жак Руссо
9. Иммануил Кант
10. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Введение
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.
Представления о правах человека могут возникнуть в обществе, где есть повышенный интерес к нуждам отдельной личности, ее свободному развитию. Поэтому первым интересующим нас периодом европейской истории станет эпоха Возрождения, когда увлечение античностью реанимировало антропоцентрическую философию. Именно тогда человек - раб Божий превратился в деятельное самоценное существо, которое "имеет столько, сколько возьмет сам" (Боккаччо). Однако описываемая эпоха была очень противоречивой, и сопровождалась, как и все прочие, совершенно варварским попранием человеческого достоинства. Перемены затронули лишь интеллектуальную верхушку общества. Секуляризация жизни вскоре сменилась эпохой религиозной нетерпимости, начавшейся после Реформации в Германии и Контрреформации в католических странах. Протестантские и католические идеологи одинаково рьяно боролись с антропоцентрическими установками. Как было сказано о философии Кальвина, "акцент на ничтожестве и греховности человека означал, что в человеке нет ничего, достойного любви и уважения" (Фромм 1992:118). Сомнения в могуществе Бога неожиданно привели к укреплению веры в могущество дьявола: "расширение светской сферы жизни воспринимался в самых различных общественных кругах как рост мощи "князя мира сего" (Лотман 1992:Т2,30). В итоге активизировалась инквизиция. И в протестантской, и в католической Европе началась "охота на ведьм". Гарантией благополучия человека сделался костер, от которого никто не был застрахован.
1. Никколо Макиавелли
В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, - утверждает автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - и что в нем всегда одинаково много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в страну, как мы видим из истории древних государств, которые изменялись вследствие перемены нравов, но мир сам по себе оставался один и тот же».
Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего правления), но не находящий еще материалистического объяснения в условиях жизни людей. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью причинно-следственных связей.
Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом плане учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому детерминизму стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика - ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит не только от судьбы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.