Политические учения эпохи Возрождения

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Никколо Макиавелли

2. Жан Боден

3. Этьен де Ла Боэси

4. Анджей Фрыч Моджевский

5. Томас Гоббс

6. Джон Локк

7. Шарль Луи де Монтескье

8. Жан-Жак Руссо

9. Иммануил Кант

10. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Заключение

Литература


Введение

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры -  против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем - эпоха Возрождения - обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.

Представления о правах человека могут возникнуть в обществе, где есть повышенный интерес к нуждам отдельной личности, ее свободному развитию. Поэтому первым интересующим нас периодом европейской истории станет эпоха Возрождения, когда увлечение античностью реанимировало антропоцентрическую философию. Именно тогда человек - раб Божий превратился в деятельное самоценное существо, которое "имеет столько, сколько возьмет сам" (Боккаччо). Однако описываемая эпоха была очень противоречивой, и сопровождалась, как и все прочие, совершенно варварским попранием человеческого достоинства. Перемены затронули лишь интеллектуальную верхушку общества. Секуляризация жизни вскоре сменилась эпохой религиозной нетерпимости, начавшейся после Реформации в Германии и Контрреформации в католических странах. Протестантские и католические идеологи одинаково рьяно боролись с антропоцентрическими установками. Как было сказано о философии Кальвина, "акцент на ничтожестве и греховности человека означал, что в человеке нет ничего, достойного любви и уважения" (Фромм 1992:118). Сомнения в могуществе Бога неожиданно привели к укреплению веры в могущество дьявола: "расширение светской сферы жизни воспринимался в самых различных общественных кругах как рост мощи "князя мира сего" (Лотман 1992:Т2,30). В итоге активизировалась инквизиция. И в протестантской, и в католической Европе началась "охота на ведьм". Гарантией благополучия человека сделался костер, от которого никто не был застрахован.

1. Никколо Макиавелли

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, - утверждает автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - и что в нем всегда одинаково много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в страну, как мы видим из истории древних государств, которые изменялись вследствие перемены нравов, но мир сам по себе оставался один и тот же».

Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего правления), но не находящий еще материалистического объяснения в условиях жизни людей. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью причинно-следственных связей.

Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом плане учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому детерминизму стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика - ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит не только от судьбы

Похожие материалы

Информация о работе