Локк о воспитании джентльмена

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Трудовое и физическое воспитание

2. Аскиомы воспитательного процесса

Заключение

Литература


Введение

Воспитание - в латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать, что гораздо правильнее. "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" (Ушинский).

В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Но так как назначение человека на земле понимается различными людьми не одинаково, то и цель воспитания определяется различным образом. Очевидно, что искусство воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чисто семейным целям воспитания присоединились цели социальные и религиозные. В Китае с древнейших времен воспитание имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщить ему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей.

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, политический мыслитель и педагог. С 1668 член Лондонского королевского общества. В осн. философском труде ("Опыт о человеческом разуме", 1690; рус. пер. 1898) Локк разработал эмпирическую теорию познания, исходным пунктом которой является принципиальный отказ от концепции существования врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Педагогическая система Локка, изложенная в трактатах "Некоторые мысли о воспитании" (1693), "О пользовании разумом" (издано в 1706) и других, ориентирована на воспитание "делового человека", "джентльмена" и органически сочетает в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование.

Основу нравственного воспитания видел в выработке правильного представления о добродетели. Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Разрабатывая методы воспитания и образования, Локк подчёркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у воспитанника устойчивых положительных привычек, отводя при этом решающую роль примеру самого наставника и других людей. Отвергая схоластическую систему образования, Локк стремился придать обучению практический характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение французского языка и латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии.

Наряду со светским воспитанием (танцы, верховая езда) воспитанник должен усвоить несколько ремёсел. В "Записке о рабочих школах" (1696) Локк предлагал создать для детей из бедных семей сеть приютов, где бы они обучались ремеслу. В конце XVII столетия Фенелон написал первый трактат о воспитании девиц и "Телемака", книгу, которая долго считалась образцовой для чтения юношества. Почти одновременно с ним англичанин Джон Локк издал свои мысли о воспитании, в которых дает практические советы о физическом воспитании детей и утилитарные указания о нравственном воспитании и обучении. Книга Локка имела большое влияние на воспитание детей в богатых семействах, и с тех пор замечается у знатных особ всех народностей стремление воспитывать детей по английскому образцу. Кроме того, Локк своим сочинением о человеческом разуме дал сильный толчок развитию опытной психологии, которая, в свою очередь, имела влияние на педагогические взгляды последующих деятелей.

Локк не случайно назвал свой труд о воспитании и обучении всего лишь "мыслями". Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришел к заключению (великое ему за это спасибо), что письма эти более чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко

Похожие материалы

Информация о работе