Психолого-педагогические взгляды Г.И.Челпанова

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПМИ42

Психолого-Педагогические взгляды Челпанова Г.И.

Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936) в истории русской психологии и философии принадлежит заметное место. Начав свою научную деятельность в Киеве (с 1892 по 1906 гг. он был профессором философии в Киевском университете), он широко развернул ее в Москве. В 1907 г. он стал профессором историко-филологического факультета Московского университета. Здесь в полной мере проявился его не только научный и педагогический, но и организаторский талант. Он активно включился в работу Московского психологического общества (стал заместителем его председателя). В Московском университете он организовал (1907 г.) Психологический семинарий для студентов, желающих специализироваться в области психологии: на нем обстоятельно обсуждались теоретические проблемы и проводились занятия по экспериментальной психологии. Занятия в Психологическом семинарии под руководством Г.И. Челпанова заинтересовали значительное число участников, получили достаточно широкую известность, что побудило коммерсанта и мецената С.И. Щукина оказать материальное содействие Г.И. Челпанову в организации учебно-научного Психологического института при Московском университете, существующего доныне. Проектируя деятельность Психологического института, Г.И. Челпанов консультировался с ведущими учеными в Европе и Америке, воспользовался опытом работы лучших учреждений аналогичного профиля и сумел создать первый в мире психологический институт, построенный по специальному плану и бывший в те годы самым большим. Руководя Психологическим институтом, Г.И. Челпанов воспитал целую плеяду талантливых учеников, ставших впоследствии крупными учеными, внесшими существенный вклад в разработку различных проблем психологической науки (Н.Ф. Добрынин, Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, П.А. Рудик, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, В.М. Экземплярский).

Г.И. Челпанов принимал деятельное участие в научной жизни, в частности, активно выступал на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, внимательно следил за философской и психологической литературой. Им было организовано издание исследований сотрудников института, создан специальный психологический журнал «Психологическое обозрение». Научные интересы Г.И. Челпанова относились главным образом к коренным мировоззренческим и методологическим проблемам. Им изучалось восприятие пространства, рассматриваемое с психологической и гносеологической точек зрения. В поле его внимания постоянно находились вопросы соотношения материального и духовного начала в человеке. В этой связи он подвергал критике материализм в оценке факторов формирования человеческой психики. Эта сторона его научных интересов нашла отражение, как в дореволюционных трудах, так и в послереволюционные годы. Внимание Г.И. Челпанова привлекали также проблемы этики, логики, изучения интеллектуальных высших процессов. Особо следует отметить его педагогическое мастерство. Г.И. Челпановым созданы систематические курсы по введению в философию, по психологии и логике. Разработанная Г.И. Челпановым методика овладения экспериментальной работой для студентов, специализирующихся в области психологии, сохраняет свою дидактическую значимость до сих пор. Его учебник по психологии для гимназий и самообразования многократно переиздавался. Учебник логики, выдержавший до революции десять изданий, вновь стал использоваться в учебном процессе с 1946 г. Горячо к сердцу принимал Г.И. Челпанов проблемы подготовки молодых поколений, качество образования. В дореволюционные годы деятельность Г.И. Челпанова имела широкий резонанс. Его имя пользовалось большим уважением среди русских и зарубежных ученых. При торжественном открытии Психологического института (23 марта 1914 г.) Г.И. Челпанову адресовались многочисленные приветствия как его «творцу и руководителю».

В первые послереволюционные годы Г.И. Челпанов продолжал руководить институтом. В ноябре 1921 г. он был избран ученым советом института и утвержден Государственным ученым советом директором института. Однако в ноябре 1923 г. он был вынужден оставить этот пост. В начале 20-х гг. началась активная борьба за внедрение марксизма в науку. В психологии эта борьба ярко проявилась на первом Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в январе 1923 г., на котором Г.И. Челпанов подвергся резкой критике. После отстранения Г.И. Челпанова от руководства институтом он фактически был лишен возможности активного участия в научной жизни, хотя, проанализировав основные положения марксизма, сделал попытку указать на ограниченность возможностей применения марксистской философии к решению психологических проблем, предостерегал от механистических ошибок. Анализа деятельности Г.И. Челпанова и его роли в развитии русской науки до сих пор не существует. В общем контексте изложения истории русской психологии

Похожие материалы

Информация о работе