Международный институт экономики и права
1 - ОП
ПРОБЛЕМНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ПО
ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема Стр
1. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э) |
3-3 |
2. Библия как древний источник сведений о праве и морали. |
4-5 |
3. Наставления Ману в драхме. |
6-6 |
4. Устройство древнегреческих городов -государств. |
7-7 |
5. Римское право. |
8-8 |
6. Римское государство. |
9-9 |
7. Великая хартия вольностей. |
10-10 |
8. Правовые обычай области Бовэзи. |
11-11 |
9. Городское право в средние века. |
12-12 |
10. Средневековые монархии. |
13-18 |
11. Акт о лучшем обеспечении свободы подданных от 26 мая 1679 г. (Измененный акт о «хабеас корпус», 1679 г. ) |
19-19 |
12. Английский классический парламентаризм. |
20-21 |
13. Декларация независимости США от 4 июля 1776 г. |
22-22 |
14. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. |
23-23 |
15. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. |
24-24 |
16. Якобинская диктатура: учреждения и законы. |
25-25 |
17. Переворот Нополеона Бонапарта 18 брюмера 1799 г. |
26-26 |
18. Гражданский кодекс французов 1804 г. |
27-27 |
19. Французский иправительно -наказательный кодекс 1810 г. |
28-28 |
20. Германское гражданское уложение 18 августа 1896 г. |
29-29 |
21. Антимонопольный закон Шермана 1890 г. |
30-30 |
22. Нацистский режим и его законодательное обеспечение. |
31-33 |
23. Возникновение социального законодательства. |
34-34 |
24. Современный суд присяжных. |
35-35 |
25. Доверенная собственность (trust) |
36-41 |
1. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э)
Социальный состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общество состояло из 2-х основных классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы \до 3-х лет\ ). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты (в общинах) и др. Авилум «сын мужа» - это полнопоравный человек. Ему посвящена большая часть законника.
Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел сво права пока находилсся на гос-службе и выполнял свои обязанности. По сравнению с авилумом у него приниженное положение (это проявлялось в ответственности за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое положение. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущество (которое после его + переходило к его хозяину), раб мог стать свободным, мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было ограничено 3 годами. Рабов использовали для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов, а также снимание «рабского знака» и подстрекательство к этому каралось очень жестоко.
2. Библия как древний источник сведений о праве и морали.
Религия евреев-иудаизм-одна из немногих национальных религий древнего мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, т. к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законодателя евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев -Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно традиции, они делятся на три большие группы.
Прежде всего это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое "Пятикнижие Моисея", -книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты иудаизма; христианство также отталкивается от Пятикнижия как сердцевины ветхого завета и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия. Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале", а у христиан-книгой Бытия. Дело в том, что у евреев сложилась древняя традиция называния книги по первому ключевому слову; христиане сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.
Книга Бытия -это рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их изгнании из рая, о размножении человечества и его древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с семейством, о патриархах-родоначальниках еврейского народа -Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.
Вторая книга называется Исход (или по-еврейски Измена)-книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10 заповедей бога и другие религиозные предписания.
Третья книга называется Левит (или И воззвал) -книга религиозного законодательства.
Четвертая книга-Числа (или В пустыне) повествует о законодательстве и истории евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины.
Пятая и последняя книга-Второзаконие (или Слова) -книга религиозного законодательства.
Вторую группу библейских книг составляют "исторические" книги или "писания". В эту группу входят:книга притчей Соломоновых, книга Песни Песней, Псалтарь (Псалмы, книга религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книги Царств.
Третью группу составляют пророческие книги:пророков Даниила, Черекииля, Иеремия и книги 12 "малых пророков":Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других). Все эти книги вместе взятые-христиане называют Ветхим Заветом, в отличии от собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на небо община христиан несколько десятилетий не имела другого священного писания, кроме Танаха. Одновременно христиане с самого начала располагали своим преданием
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.