ПЛАН
Введение.
1. Естественные права человека.
2. Древнеегипетские представления о праве и законе.
3. Права человека в концепциях Гоббса и Локка.
4. Право и справедливость.
5. Права человека и правовое государство.
7. Методологическая конструкция естественно-правовой теории.
Введение.
Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Права человека объемлют гражданские права целых общностей (дети, женщины, нацменшинства, народы и т.д.). Обсуждается идея совокупных прав человечества. При распространении прав человека на сообщества они не отчуждаются от личности, исходным остается признание экзистенциальной самоценности всех составляющих общность индивидов. Предыстория Прав человека связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Источником Прав человека становятся традиции и обычаи, складывающиеся на их основе т.н. обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного. Не отъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой Прав человека, развитой римским правом. Средневековье ознаменовалось, с одной стороны, развитием личных свобод представителей отдельных корпораций и сословий, а с другой - построением различных иерархий права. Наиболее известной из них является томистская : lex acterna — вековечный закон, ius divinium — сакральное право, ius naturale — естественное право, les humana — людской закон (или ius humanum) : который в свою очередь проявляется как гражданский закон (les civiles) и право позитивное (ius positivum).
Идея Прав человека кристаллизируется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности ренессансными гуманистами. Важную роль сыграло также несословное признание основных свобод, появление общих мировых судов, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландской и Английской революций. Отчетливая формулировка 19 естественных законов предпринята Т.Гоббсом в " Левиафане" (1651 г.) . Работа нидерландских, английских и французских юристы и мыслителей позволила Т. Джефферсону и его соратникам дать в Декларации независимости (1886 г.) классическую формулировку Прав человека: "... все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью ". Дальнейшее развитие эти идеи получили в ходе Великой Французской революции и последующих буржуазных революций, в становлении философии права.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое оно характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
Современные представления о Правах человека впитывают интелликтуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ГА ООН 10 декабря 1948 г. Декларация подчеркивает, что " все люди рождаются свободными и равными
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.