Ярославский государственный
Педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме:
«Семейное воспитание в современных условиях»
Студентки заочного отделения
Факультета русской филологии и культуры
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук
Ярославль,
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................03
Глава I. Система семейного воспитания.
§ 1. Основные типы ориентации в семейном воспитании.........................….......11
§ 2. Воспитание и основные жизненные потребности..........................................17
§ 3. Система семейного воспитания с учетом современных условий ...................................................................................................................20
Глава II. Исследование семейного воспитания в современных условиях.
§ 1. Практическое исследование............................................................................26
§ 2. Рекомендации для практики современного семейного воспитания..........…33
Заключение..............................................................................................................35
Список использованных источников и литературы..............................................41
Введение.
В контексте условий, когда старые моральные и общественно-социальные ценности утрачены, а новые еще не сформированы полностью, особенно остро встает вопрос воспитания следующего поколения. Таким образом, цель данной работы состоит в исследовании семейного воспитания с учетом требований современного общества.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из наиболее актуальных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развития личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Целевая же установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умения самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное месте в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ввиду вышесказанного, нам необходимо определить основные типы ориентации в семейном воспитании (воспитывающий диалог, принятие ребенка, т.е. признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, независимость его, как самостоятельной личности), установить взаимосвязь воспитания и жизненных потребностей человека (воспитания как реализация определенной системы – реализация потребностей достижения, формирования определенных качеств), выработать рекомендации, применяемые в практике семейного воспитания, опираясь как на теоретический материал, так и на практические исследования.
Таким образом, перед нами встает проблема изучение семейного воспитания на современном этапе.
Определяя предмет исследования, как систему семейного воспитания в современных условиях, необходимо сразу определить два различных понятия – воспитания как процесс и воспитания как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в итоге воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения. Рамки темы достаточно широки (строго говоря, поэтому она и была выбрана), и не ограничены высшей школой.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения, статуса и т.д.
Учитывая перечисленные факты мы выдвигаем следующие цели работы:
1) Показать роль семейного воспитания в современном обществе.
2) Выявить условия необходимые для функционирования системы семейного воспитания.
Достижение поставленных нами целей предполагает решение следующих задач:
1) Проведение теоретического анализа проблемы, выделение важных моментов воспитания.
2) Составление системы воспитания.
3) Составление рекомендаций по реализации данной системы.
Для достижения поставленных нами целей и задач мы использовали следующие методы:
1) Теоритический анализ
2) Анкетирование;
Решение проблемы воспитания, в том числе семейного воспитания, стоит достаточно остро. На протяжении длительного времени ей не уделялось достаточного, на наш взгляд, внимания. Действительно, было много сделано педагогами прошлых лет в исследовании основных направлений воспитания человека, разработано достаточно научных теорий и практических подходов к воспитанию.
Но большинство из них рассматривало человека как часть общества
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.