Биография Федора Андреевича Рау

Страницы работы

Содержание работы

Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского

Реферат по предмету

«Введение в специальность» на тему

`Биография Федора Андреевича Рау`

Выполнила: группа 815


РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ (ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ) 1868-1957 Родился в Ульме, Баден-Вюртенберг, Германия, умер в Москве. С 1892 жил в России. В 1898 принял русское подданство, а затем и православие. В 1899 директор Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Жена ГОЛЯШКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА 1870-1947 Дети: ЕЛЕНА1898-1969,ФЕДОР 1910-1977, ЗОЯ 1907-1976 Внуки НИНА ЮРЬЕВНА по мужу ТУРКИНА, 1931 г.р.; МАРИНА ЮРЬЕВНА РАУ 1939; ШУМСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, 1958, урожденная КОРЯГИНА; ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА РАУ 1956

Федор Андреевич Рау и Наталия Александровна Рау.

В середине XIX века в России начали открываться школы для глухих. Появляются школы в Одессе, Харькове, в Казани и в других городах. На стендах зала показаны фотографии классов, спален, прачечных, мастерских училищ для глухих. Эти училища существовали на пожертвования частных лиц, так как обучение глухонемых в Российской империи не было государственным.

Федор Андреевич Рау.

Вследствие этого положение школ и училищ зависело от размеров пожертвований благотворителей. Однако уже к концу XIX в. многие из школ входили в систему учреждений Попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых. Для развития слуха и произношения применялись различные методы. На представленных на стендах фотографиях видно, что уже тогда, например, занимались развитием слуха в акустическом классе. Стенды, представляющие дальнейшие поиски сурдопедагогов в конце XIX - начале XХ века, содержат уникальные документы. Небезинтересно будет прочитать, например, обращение сурдопедагогов России к Временному правительству.

 

Подробно представлены основные этапы развития советской сурдопедагогики, начиная с 1921 года до восьмидесятых годов. Это не просто фотографии и книги замечательных советских дефектологов, это история поиска оптимальных путей обучения глухих во имя полной их социальной реабилитации, это столкновение мнений, это смена одного метода другим, это открытие все новых и новых возможностей людей с недостатками слуха.

Стенды зала № 1, посвященные развитию отечественной сурдопедагогики в 20 - 80-е годы ХХ века

Особое место по праву здесь отведено династии Рау. Основатель династии Федор Андреевич - создатель аналитико-синтетического метода обучения глухих детей устной речи, его жена Наталья Александровна - основоположник дошкольного обучения глухонемых. Их дело продолжили дети - Елена Федоровна работала с глухими детьми преддошкольного возраста, кандидат пед. наук Зоя Федоровна также работала в яслях для глухих. Федор Федорович, как и отец, занимался вопросами произношения, разработал концентрический метод обучения глухих детей произношению и устной речи в первоначальный период. Сейчас с глухими детьми работают уже внуки и правнуки Федора Андреевича, а также многочисленные ученики и продолжатели дела этой династии.

Стенд, посвященный вкладу в сурдопедагогику семьи Рау

Федор Андреевич Рау с сыном Федором Федоровичем

Наша наука - сурдопедагогика - всегда была живой: шли поиски, случались ошибки, заходили в тупики. Наука была то ближе к практике, то отходила от неё. Шли дискуссии, которые не прекращаются по сей день. Но настоящие сурдопедагоги в спорах всегда руководствовались интересами глухих, а не утверждением собственной значимости в науке. Об этом свидетельствуют экспонаты музея.


ЛИТЕРАТУРА

  Педагогика (под ред. П.И. Пидкасистого). М., Российское педагогическое агентство, 1996.

  Дидактика средней школы (под ред. М.Н. Скаткина). М., 1982.

  Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.

  Теоретические основы содержания общего среднего образования (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера). М., 1983.

  Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М.,1984.

Похожие материалы

Информация о работе