Курс лекций по дисциплине:
"Бухгалтерская (финансовая) отчетность".
Преподаватель: .[1]
Содержание:
Тема №1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней. 2
I. Понятие и состав бухгалтерской отчетности. 2
II. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. 4
III. Пользователи бухгалтерской отчетности. 6
Тема №2. Классификация баланса. 7
Влияние хозяйственных операций на баланс. 9
Характеристика форм отчетности. 9
Характеристика разделов баланса. 10
I. Актив баланса. 10
I раздел "Внеоборотные активы". 10
II раздел "Оборотные активы". 13
II. Пассив баланса. 19
III раздел "Капитал и резервы". 19
IV раздел "Долгосрочные обязательства". 21
V раздел "Краткосрочные обязательства". 21
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. 23
Форма №2. Отчет о прибылях и убытках. 25
I раздел "Доходы и расходы по обычным видам деятельности". 25
II раздел "Операционные доходы и расходы". 27
III раздел "Внереализационные доходы и расходы". 29
IV раздел "Чрезвычайные доходы и расходы". 31
Форма №3. Отчет об изменениях капитала. 32
I раздел "Капитал". 32
II раздел "Резервы предстоящих расходов". 33
1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности;
2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
3. Пользователи бухгалтерской отчетности.
Понятие бухгалтерской отчетности дано в главе 3 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года за № 129-ФЗ, где сказано, что бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчетный период.
Кроме бухгалтерской отчетности предприятие составляет оперативную отчетность по данным оперативного учета. На основании оперативной отчетности, составленной за смену, сутки, день и т.д. руководитель предприятия принимает оперативные решения, не дожидаясь конца месяца.
Существует статистическая отчетность о явлениях социально-культурной и общественной жизни, о выполнении народно-хозяйственных планов.
Все виды отчетности тесно взаимосвязаны.
При составлении бухгалтерской отчетности используются такие понятия:
Отчетный период – период, за который организация должна составлять отчетность.
Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Для правильного изучения и применения бухгалтерская отчетность группируется по следующим признакам:
1. по периодичности составления;
2. по степени обобщения отчетных данных.
По периодичности составления отчетностьбывает:
1. промежуточная (периодическая):
· месячная;
· квартальная;
· полугодовая;
· отчетность за 9 месяцев.
2. годовая.
При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
1-ым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 31 октября – по 31 декабря следующего года.
Бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать копии.
Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета №34-Н.
Например, в соответствии с федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ, утверждение бухгалтерского баланса является компетенцией общего собрания участников.
Открытые акционерные общества и другие кредитные учреждения, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.
Состав промежуточной и годовой отчетности различны.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
· бухгалтерский баланс (форма №1);
· отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
· бухгалтерский баланс (форма №1);
· отчет о прибылях и убытках (форма №2);
· отчет об изменении капитала (форма №3);
· отчет о движении денежных средств (форма №4);
· приложение к бухгалтерскому учету (форма №5);
· пояснительную записку;
· аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, которые применяют упрощенную схему налогообложения и не обязанные проводит независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4 и №5, а также пояснительную записку.
Некоммерческие организации имеют право не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4, №5, но потом им рекомендуется включать в состав отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Общественным организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим оборотов по продаже продукции, работ и услуг, разрешается не представлять промышленную годовую отчетность.
По степени обобщения отчетных данных отчетность бывает:
· первичная;
· сводная.
Первичная отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно.
Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представляемыми организациями, входящими в холдинг.
При формировании показателей бухгалтерской отчетности руководствуются следующими нормативными актами:
1. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ-4/99, утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 года №43-Н;
2. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 года №4-Н, называющийся "О формах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.