Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней. Классификация баланса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Курс лекций по дисциплине:

"Бухгалтерская (финансовая) отчетность".

Преподаватель: .[1]

Содержание:

Тема №1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней. 2

I. Понятие и состав бухгалтерской отчетности. 2

II. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. 4

III. Пользователи бухгалтерской отчетности. 6

Тема №2. Классификация баланса. 7

Влияние хозяйственных операций на баланс. 9

Характеристика форм отчетности. 9

Характеристика разделов баланса. 10

I. Актив баланса. 10

I раздел "Внеоборотные активы". 10

II раздел "Оборотные активы". 13

II. Пассив баланса. 19

III раздел "Капитал и резервы". 19

IV раздел "Долгосрочные обязательства". 21

V раздел "Краткосрочные обязательства". 21

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. 23

Форма №2. Отчет о прибылях и убытках. 25

I раздел "Доходы и расходы по обычным видам деятельности". 25

II раздел "Операционные доходы и расходы". 27

III раздел "Внереализационные доходы и расходы". 29

IV раздел "Чрезвычайные доходы и расходы". 31

Форма №3. Отчет об изменениях капитала. 32

I раздел "Капитал". 32

II раздел "Резервы предстоящих расходов". 33


Тема №1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.

1.  Понятие и состав бухгалтерской отчетности;

2.  Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

3.  Пользователи бухгалтерской отчетности.

I. Понятие и состав бухгалтерской отчетности.

Понятие бухгалтерской отчетности дано в главе 3 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года за № 129-ФЗ, где сказано, что бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчетный период.

Кроме бухгалтерской отчетности предприятие составляет оперативную отчетность по данным оперативного учета. На основании оперативной отчетности, составленной за смену, сутки, день и т.д. руководитель предприятия принимает оперативные решения, не дожидаясь конца месяца.

Существует статистическая отчетность о явлениях социально-культурной и общественной жизни, о выполнении народно-хозяйственных планов.

Все виды отчетности тесно взаимосвязаны.

При составлении бухгалтерской отчетности используются такие понятия:

Отчетный период – период, за который организация должна составлять отчетность.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Для правильного изучения и применения бухгалтерская отчетность группируется по следующим признакам:

1.  по периодичности составления;

2.  по степени обобщения отчетных данных.

По периодичности составления отчетностьбывает:

1.  промежуточная (периодическая):

·  месячная;

·  квартальная;

·  полугодовая;

·  отчетность за 9 месяцев.

2.  годовая.

При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

1-ым отчетным годом для вновь созданных организаций является период с даты их регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 31 октября – по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать копии.

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета №34-Н.

Например, в соответствии с федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ, утверждение бухгалтерского баланса является компетенцией общего собрания участников.

Открытые акционерные общества и другие кредитные учреждения, страховые организации, биржи, инвестиционные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.

Состав промежуточной и годовой отчетности различны.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

·  бухгалтерский баланс (форма №1);

·  отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

·  бухгалтерский баланс (форма №1);

·  отчет о прибылях и убытках (форма №2);

·  отчет об изменении капитала (форма №3);

·  отчет о движении денежных средств (форма №4);

·  приложение к бухгалтерскому учету (форма №5);

·  пояснительную записку;

·  аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, которые применяют  упрощенную схему налогообложения и не обязанные проводит независимую аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4 и №5, а также пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму №3, №4, №5, но потом им рекомендуется включать в состав отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

Общественным организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим оборотов по продаже продукции, работ и услуг, разрешается не представлять промышленную годовую отчетность.

По степени обобщения отчетных данных отчетность бывает:

·  первичная;

·  сводная.

Первичная отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно.

Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представляемыми организациями, входящими в холдинг.

При формировании показателей бухгалтерской отчетности руководствуются следующими нормативными актами:

1.  Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ-4/99, утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 года №43-Н;

2.  Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 года №4-Н, называющийся "О формах

Похожие материалы

Информация о работе