Малярный цех для выполнения работ по внутренней и наружной окраске вагонов

Страницы работы

Содержание работы

63. Малярный цех

Малярный цех предназначен для выполнения работ по внутрен­ней и наружной окраске вагонов с нанесением всех знаков и над­писей. Кроме того, в малярном цехе приготовляют краски, мас-,тики, шпаклевки, замазки, клей и другие материалы.

В зависимости от вида ремонта и типа вагона, размера произ­водственной программы, условий и формы организации произ­водства окрасочные работы можно вести по-разному. При завод­ском ремонте пассажирских и грузовых вагонов окраску их ку­зовов производят в специальных малярных цехах, отделенных от вагоносборочного цеха.                              •

Детали и собранные комплекты для вагонов (тележки,. колес­ные пары, автосцепные приборы, тормозные Детали, двери, окон­ные рамы, крышки разгрузочных люков полувагонов и пр.) окра­шивают на особых участках в тех цехах, где их ремонтируют, вновь изготовляют или комплектуют.

Малярный цех полностью обеспечивает все участки окраски необходимыми лакокрасочными материалами, соответствующими инструментами, а также технологическими процессами, опреде­ляющими порядок и качество окраски изделий.

В состав малярного цеха входят следующие отделения: окра­сочные, объединяющие участки окраски кузовов вагонов и уча­стки сушильных камер; лакировочное; краскоприготовительное и раздаточное; кладовая' для хранения красок; цеховая лаборато­рия для контроля за соблюдением рецептуры при составлении лакокрасочных материалов.      .    .      .

Схема технологического процесса окраски вагонов определя­ется двумя основными факторами: классом, окраски и видом кра­сителя. Поэтому для каждого класса окраски и для каждого вида красителя разрабатывается наиболее эффективная как по трудоемкости, так и по качеству схема технологического процес­са, отступление от которой недопустимо.                       .

Применяемые на вагоноремонтных заводах технологические процессы окраски вагонов и их частей предусматривают такие общие операции: подготовку поверхности, грунтовку, шпаклевку, шлифование,   нанесение   выявительного   слоя,   выправку, шлифование, нанесение нескольких слоев краски. При окрашива­нии последующий слой наносят после высыхания предыдущего.

Окраску можно производить распылением, окунанием, обли­ванием, при помощи вальцев и кистей с соблюдением правил промышленной санитарии. Нанесение лакокрасочного материала распылением осуществляется методами распыления воздушного, безвоздушного или в электростатическом поле. При выборе мето­да окрашивания надо придерживаться следующих рекомендаций: '

детали с гладкими поверхностями (отдельные листы обшивки кузова, фанеру .потолка, доски пола и т. п.) следует окрашивать^ вальцами;      

детали сложной конфигурации (тормозное оборудование, кре­пежные детали, крючки, вешалки) окрашиваются способом, оку-нания;

колесные пары, тележки и подвагонное оборудование, демон­тируемое с вагона, окрашивают способом обливания;

•кузова вагонов в собранном виде, а также отдельные узлы и "детали (крышки люков полувагонов, буксы, автосцепки, флюгар-ки, оконные рамы, двери и т.п.) следует окрашивать в электро­статическом поле;                          .

безвоздушное распыление применяется при окраске ходовых. частей вагонов в собранном виде, котлов цистерн, кузовов гру­зовых вагонов и полувагонов;

:':. воздушное распыление используется для окраски вагонов и отдельных их частей лишь при наличии вентиляционных уст-"' ройств и камер.               - ' :

Окрасочное отделение малярного цеха оборудуют рельсовы­ми путями для размещения вагонов и оснащают установками для,:

нанесения лакокрасочных материалов и сушильными камерами. При окрашивании вручную с помощью кистей и при естественной сушке позиции оборудуют передвижными тележками.           .^

Тип и размеры окрасочного, оборудования и сушильных камер" ^-определяют в зависимости от габаритных размеров окрашивае­мого изделия, способа окраски, а в условиях поточного произ­водства — и от скорости конвейера.      "

В краскоприготовительном отделении устанавливают оборудо­вание для приготовления красок — шаровые мельницы, сита, 7 вальцы, краскотерки, краскомешалки, сушильные шкафы для мела, мешалки для приготовления шпаклевки.

Потребное количество 0'борудования 5цр подсчитывают по со­ответствующим формулам. Оборудование,   производительность которого икр известна, определяется по формуле

'  '         Б^=^-.                      (164)

v   "кр.

Количество оборудования для выполнения ручных операций (распылительные камеры, ванны и др.) рассчитывают в зависимости от принятого фонда времени работы Ркр и трудоемкости вы­полнения годовой .программы окрасочных работ Окг.'

^р=^.                        (165)

,.^ Оборудование, которое работает периодически (сушильные ка­меры периодического действия и пр.), подсчитывают по формуле

й:^^^^^^^     ^=Й?'    .                 (166) где г — число'загрузок на годовую программу;

tup время на выполнение основных и вспомогательных опе­раций (подача изделия, окраска или сушка, выдача окра­шенного изделия).,

;,' Часть оборудования подбирают согласно требоваяиям техно--логического процесса.    .:.   . •     .           . ' '   .    , i" При выборе подъемно-транспортных средств следует иметь в виду, что согласно противопожарным правилам на участках ок­раски не допускается появление искрения. Поэтому здесь для транспортировки вагонов и их частей рекомендуется применять конвейеры и другие механизмы только с электродвигателями, пус­ковыми устройствами и электропроводкой во взрывобезопасном исполнении.      .                                 ,

На вагоноремонтных заводах окраска вагонов может выпол­няться стационарным способом, когда все операции происходят последовательно на одной позиции, или поточным способом с пе­риодической подачей вагона на позиции окраски и сушки..

В условиях поточного производства окраска отдельных узлов или вагонов в целом осуществляется   по одной из следующих схем:  ....   .         ,;    :    <    .          ; . . при непрерывном .передвижении изделия (рис. 36, а) проходят через отдельные позиции,...где выполняются разные операции од­новременно по всему потоку в одинаковые промежутки времени;

при периодическом поступательном передвижении изделия пе­редаются с одной позиции на другую одновременно по всей длине потока при помощи периодически действующего (пульсирующего) конвейера. Окрасочные операции выполняются во время останов­ки изделия на позиции и прекращаются во время его передви­жения. Оборудование специализированное, проходного типа (см. рис. 36, а);              ... ,

при возвратно-поступательном .(челночном) передвижении ва­гонов с одной позиции на другую (рис. 36, б). Такой способ мож­но применять при сравнительно длительном ритме работы no-точной', линии и высокой интенсивности сушки на специализиро­ванных установках, что позволяет выполнять несколько маляр­ных операций на одной позиции.              : .

Пропускную способность малярного цеха и количество пози­ций в нем при стационарной окраске определяют так же, как и для позиций при стационарной сборке.   В условиях поточного производства расчет основных параметров участка окраски — '      2П


ритма, скорости движения и рабочей длины, конвейера, количества

рабочих мест — ведется аналогично расчету этих величин 'при поточной сборке (см. главу VI).        .   ,

Малярный цех и его отделения располагают в светлых, прос­торных, огнестойких, изолированных от других цехов помещени­ях с непосредственным выходом наружу, лучше всего по пери­метру вагоносборочного цеха или вблизи него. Малярный цех можно располагать на территории вагоносборочного цеха, если это необходимо по технологии (например, окраска вагонов на по­точных конвейерных линиях), при условии обеспечения надлежа­щей вентиляции и соблюдения всех противопожарных мер;

Для создания нормальных гигиенических условий в помеще­ниях участков и отделений малярного цеха стены и потолки де­лают из огнестойкого материала с гладкой поверхностью, окра­шенной масляной краской. Перекрытия должны быть легкими, а полы водонепроницаемыми, легко очищаемыми и нескользкими с уклоном и трапами для удобного их мытья. Окна и двери дол­жны открываться наружу. Светильники ставят газо- и пылене­проницаемые, электропроводку и пусковые приборы — закрытого исполнения. В помещении цеха должна поддерживаться постоян­ная температура 20—22°С и обеспечиваться эффективная при-точно-вытяжная вентиляция.

Если малярный цех (малярное . отделение) является продол­жением вагоносборочного цеха,, то их помещения разгоражива­ются капитальной стеной.'

Похожие материалы

Информация о работе