63. Малярный цех
Малярный цех предназначен для выполнения работ по внутренней и наружной окраске вагонов с нанесением всех знаков и надписей. Кроме того, в малярном цехе приготовляют краски, мас-,тики, шпаклевки, замазки, клей и другие материалы.
В зависимости от вида ремонта и типа вагона, размера производственной программы, условий и формы организации производства окрасочные работы можно вести по-разному. При заводском ремонте пассажирских и грузовых вагонов окраску их кузовов производят в специальных малярных цехах, отделенных от вагоносборочного цеха. •
Детали и собранные комплекты для вагонов (тележки,. колесные пары, автосцепные приборы, тормозные Детали, двери, оконные рамы, крышки разгрузочных люков полувагонов и пр.) окрашивают на особых участках в тех цехах, где их ремонтируют, вновь изготовляют или комплектуют.
Малярный цех полностью обеспечивает все участки окраски необходимыми лакокрасочными материалами, соответствующими инструментами, а также технологическими процессами, определяющими порядок и качество окраски изделий.
В состав малярного цеха входят следующие отделения: окрасочные, объединяющие участки окраски кузовов вагонов и участки сушильных камер; лакировочное; краскоприготовительное и раздаточное; кладовая' для хранения красок; цеховая лаборатория для контроля за соблюдением рецептуры при составлении лакокрасочных материалов. . . .
Схема технологического процесса окраски вагонов определяется двумя основными факторами: классом, окраски и видом красителя. Поэтому для каждого класса окраски и для каждого вида красителя разрабатывается наиболее эффективная как по трудоемкости, так и по качеству схема технологического процесса, отступление от которой недопустимо. .
Применяемые на вагоноремонтных заводах технологические процессы окраски вагонов и их частей предусматривают такие общие операции: подготовку поверхности, грунтовку, шпаклевку, шлифование, нанесение выявительного слоя, выправку, шлифование, нанесение нескольких слоев краски. При окрашивании последующий слой наносят после высыхания предыдущего.
Окраску можно производить распылением, окунанием, обливанием, при помощи вальцев и кистей с соблюдением правил промышленной санитарии. Нанесение лакокрасочного материала распылением осуществляется методами распыления воздушного, безвоздушного или в электростатическом поле. При выборе метода окрашивания надо придерживаться следующих рекомендаций: '
детали с гладкими поверхностями (отдельные листы обшивки кузова, фанеру .потолка, доски пола и т. п.) следует окрашивать^ вальцами;
детали сложной конфигурации (тормозное оборудование, крепежные детали, крючки, вешалки) окрашиваются способом, оку-нания;
колесные пары, тележки и подвагонное оборудование, демонтируемое с вагона, окрашивают способом обливания;
•кузова вагонов в собранном виде, а также отдельные узлы и "детали (крышки люков полувагонов, буксы, автосцепки, флюгар-ки, оконные рамы, двери и т.п.) следует окрашивать в электростатическом поле; .
безвоздушное распыление применяется при окраске ходовых. частей вагонов в собранном виде, котлов цистерн, кузовов грузовых вагонов и полувагонов;
:':. воздушное распыление используется для окраски вагонов и отдельных их частей лишь при наличии вентиляционных уст-"' ройств и камер. - ' :
Окрасочное отделение малярного цеха оборудуют рельсовыми путями для размещения вагонов и оснащают установками для,:
нанесения лакокрасочных материалов и сушильными камерами. При окрашивании вручную с помощью кистей и при естественной сушке позиции оборудуют передвижными тележками. .^
Тип и размеры окрасочного, оборудования и сушильных камер" ^-определяют в зависимости от габаритных размеров окрашиваемого изделия, способа окраски, а в условиях поточного производства — и от скорости конвейера. "
В краскоприготовительном отделении устанавливают оборудование для приготовления красок — шаровые мельницы, сита, 7 вальцы, краскотерки, краскомешалки, сушильные шкафы для мела, мешалки для приготовления шпаклевки.
Потребное количество 0'борудования 5цр подсчитывают по соответствующим формулам. Оборудование, производительность которого икр известна, определяется по формуле
' ' Б^=^-. (164)
v "кр.
Количество оборудования для выполнения ручных операций (распылительные камеры, ванны и др.) рассчитывают в зависимости от принятого фонда времени работы Ркр и трудоемкости выполнения годовой .программы окрасочных работ Окг.'
^р=^. (165)
,.^ Оборудование, которое работает периодически (сушильные камеры периодического действия и пр.), подсчитывают по формуле
й:^^^^^^^ ^=Й?' . (166) где г — число'загрузок на годовую программу;
tup — время на выполнение основных и вспомогательных операций (подача изделия, окраска или сушка, выдача окрашенного изделия).,
;,' Часть оборудования подбирают согласно требоваяиям техно--логического процесса. .:. . • . . ' ' . , i" При выборе подъемно-транспортных средств следует иметь в виду, что согласно противопожарным правилам на участках окраски не допускается появление искрения. Поэтому здесь для транспортировки вагонов и их частей рекомендуется применять конвейеры и другие механизмы только с электродвигателями, пусковыми устройствами и электропроводкой во взрывобезопасном исполнении. . ,
На вагоноремонтных заводах окраска вагонов может выполняться стационарным способом, когда все операции происходят последовательно на одной позиции, или поточным способом с периодической подачей вагона на позиции окраски и сушки..
В условиях поточного производства окраска отдельных узлов или вагонов в целом осуществляется по одной из следующих схем: .... . ,; : < . ; . . при непрерывном .передвижении изделия (рис. 36, а) проходят через отдельные позиции,...где выполняются разные операции одновременно по всему потоку в одинаковые промежутки времени;
при периодическом поступательном передвижении изделия передаются с одной позиции на другую одновременно по всей длине потока при помощи периодически действующего (пульсирующего) конвейера. Окрасочные операции выполняются во время остановки изделия на позиции и прекращаются во время его передвижения. Оборудование специализированное, проходного типа (см. рис. 36, а); ... ,
при возвратно-поступательном .(челночном) передвижении вагонов с одной позиции на другую (рис. 36, б). Такой способ можно применять при сравнительно длительном ритме работы no-точной', линии и высокой интенсивности сушки на специализированных установках, что позволяет выполнять несколько малярных операций на одной позиции. : .
Пропускную способность малярного цеха и количество позиций в нем при стационарной окраске определяют так же, как и для позиций при стационарной сборке. В условиях поточного производства расчет основных параметров участка окраски — ' 2П
ритма, скорости движения и рабочей длины, конвейера, количества
рабочих мест — ведется аналогично расчету этих величин 'при поточной сборке (см. главу VI). . ,
Малярный цех и его отделения располагают в светлых, просторных, огнестойких, изолированных от других цехов помещениях с непосредственным выходом наружу, лучше всего по периметру вагоносборочного цеха или вблизи него. Малярный цех можно располагать на территории вагоносборочного цеха, если это необходимо по технологии (например, окраска вагонов на поточных конвейерных линиях), при условии обеспечения надлежащей вентиляции и соблюдения всех противопожарных мер;
Для создания нормальных гигиенических условий в помещениях участков и отделений малярного цеха стены и потолки делают из огнестойкого материала с гладкой поверхностью, окрашенной масляной краской. Перекрытия должны быть легкими, а полы водонепроницаемыми, легко очищаемыми и нескользкими с уклоном и трапами для удобного их мытья. Окна и двери должны открываться наружу. Светильники ставят газо- и пыленепроницаемые, электропроводку и пусковые приборы — закрытого исполнения. В помещении цеха должна поддерживаться постоянная температура 20—22°С и обеспечиваться эффективная при-точно-вытяжная вентиляция.
Если малярный цех (малярное . отделение) является продолжением вагоносборочного цеха,, то их помещения разгораживаются капитальной стеной.'
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.