Рассмотренные содержательные характеристики трехсторонней структуры общения, связанные с ними возможные трудности и барьеры, возникающие в коммуникативной деятельности, а также способы общения позволяют определить «высокоэффективное» или «компетентное общение», которое еще может называться «коммуникативной компетентностью».
Компетентное общение - это система внутренних ресурсов: коммуникативных, перцептивных, интерактивных, необходимых для построения и применения эффективного коммуникативного действия. Для овладения коммуникативной компетентностью необходимо иметь определенные знания и выработать соответствующие навыки и умения общения. Система знаний, навыков и умений компетентного общения включает:
1) коммуникативную сторону общения, предполагающую:
- знание теории коммуникации;
- умение установить психологический контакт;
- умение учитывать особенности объекта коммуникативного воздействия;
- умение строить логичное, аргументированное, эмоционально-образное сообщение, адекватное ситуации общения;
- знание и умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;
- умение выбрать адекватные ситуации способы передачи информации;
- умение учитывать информацию, идущую от партнера по общению, в ответ на «твою», осуществлять коррекцию своих сообщений;
2) перцептивную сторону общения, предусматривающую:
- знание теории социальной перцепции;
- знание этикета;
- знание этнокультурных норм общения;
- умение адекватно воспринимать себя, партнера и ситуацию общения в целом;
- умение точно и адекватно воспринимать физические и поведенческие характеристики «другого»;
- умение точно представить цели, мотивы, установки партнера по общению;
- умение увидеть себя глазами партнера по общению;
- умение прогнозировать и воспринимать «отношение к себе другого»;
- владеть навыками «активного слушания»;
3) интерактивную сторону общения, включающую:
- умение анализировать принятие управленческих решений;
- знание теории взаимодействия людей;
- умение распределить обязанности, функции, роли, задачи адекватно ситуации взаимодействия;
- умение прогнозировать конфликтные ситуации;
- умение вести себя в конфликтной ситуации;
- умение разрешать конфликты;
- умение корректировать взаимодействие.
Вместе с тем, сами по себе знания, навыки и умения компетентного общения не гарантируют успеха во взаимодействии как с коллегами по малой группе, так и с клиентами в процессе профессиональной деятельности. Эффективность общения зависит и от индивидуальности, психологических особенностей работника и клиента, психологии группы, характера решаемых профессиональных задач.
Вопросы для закрепления:
1. Какие виды мотивов влияют на выбор стиля общения?
2. В чем главное достоинство и недостаток авторитарного стиля общения? Приведите примеры.
3. В чем главное достоинство и недостаток демократического стиля общения? Приведите примеры.
4. В чем главное достоинство и недостаток либерального стиля общения? Приведите примеры.
5. Перечислите основные защитные механизмы личности.
Литература:
1. Аксененко Ю.Н. и др. Социология и психология управления. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
2. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 416 с.
3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.