Стиль управленческого общения. Основные формы психологической защиты, страница 4

2. Проекция выражается в приписывании другим своих собственных отрицательных качеств. Проекция сочетается с отсутствием критики к собственному поведению. Жестко требуя, например, активности от подчиненных, полного выполнения за день поставленных задач, сам руководитель может быть предельно пассивен.

3. Фантазирование - защитный механизм, состоящий в усилении работы воображения. Активизируются образы, отражающие исполнение желаний, достижение успеха, что не соответствует реальной действительности. Такой механизм типичен для руководителей, склонных к созданию вокруг себя ореола неповторимости, непогрешимости, вымышленных удач в предыдущих этапах деятельности. В то же время такой механизм может действовать и у тревожных, меланхоличных руководителей, которые замещают неудачи в реальном общении мечтами об отпуске, о семейном тепле и т.п.

4. Вытеснение проявляется в забывании, вычеркивании из памяти событий неприятного характера. Это касается событий ближнего и дальнего прошлого. Вытесняются не только истинные причины прошлых неэффективных способов общения, но и текущие события. На неэффективное общение как бы не обращается внимание.

5. Компенсация заключается в стремлении достичь успеха в какой-либо деятельности, не связанной с той, где индивидуальные возможности руководителя ограничены, и, тем самым, повысить свой статус. Иногда трудности общения компенсируются за счет личного участия руководителя вместе с подчиненными в выполнении практических задач.

Когда механизмы защиты срабатывают недостаточно эффективно, возникают агрессивные реакции по отношению к подчиненным или в отношении самого себя (самобичевание). Но могут возникать и регрессивные реакции в виде апатии, инфантилизма, равнодушия и т.п. Одним из вариантов пассивных реакций может быть отказ от активной деятельности и общения, иногда — «уход в болезнь».

5 вопрос. К типичным ошибкам, проявляющимся в общении как с подчиненными, так и с клиентами, в социально-культурной среде можно отнести:

1)  неумение управлять величиной социально-психологической дистанции между собой и другими;

2)  неумение управлять эмоциональной интонацией, тоном обращений;

3)  неумение управлять интенсивностью своих контактов с другими, степенью общительности, пренебрежение обратной связью;

4)  неумение управлять степенью демонстрации властности, что выражается либо в выраженной доминантности, либо в чрезмерной мягкости, уступчивости, податливости;

5)  сниженный эмоционально-волевой самоконтроль, выражающийся в неуравновешенности, импульсивности, агрессивности и повышенной социальной тревоге, связанной с обострением чувствительности к происходящему, мнительностью, неуверенностью;

6)  однообразие, фиксированность применяемых способов общения, шаблонность в высказываниях;

7)  низкая предметная направленность, деловитость высказываний.

Индивидуальный (личностный) стиль общения каждого человека складывается и формируется под влиянием внешних организационно-деятельностных и социально-психологических условий, развивается в ходе профессиональной деятельности в результате процесса интериоризации (перехода внешнего во внутреннее).

Однако внешние условия - вся система функционирования бюджетных организаций  в нашей стране - претерпевают  значительные качественные изменения, что влечет за собой изменение системы функционирования всего персонала. Это вызывает необходимость корректировки сложившегося личностного стиля общения всех работников этой сферы, их навыков и умений общаться в соответствии с изменившейся ситуацией.