ТЕМА: РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
ПЛАН:
1. Менеджер и психологические требования к менеджеру.
2. Биологические качества менеджера.
3. Психологическая характеристик деятельности менеджера.
1. Менеджер и психологические требования к менеджеру.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом.
Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером.
Термин «менеджмент» буквально означает «руководить людьми».
Понятие «менеджмент» - это процесс достижения цели организации руками (и головой!) других людей. Субъектом данного процесса и является менеджер.
Функции и методы деятельности менеджера, типы менеджеров исторически изменяются.
1. На заре капитализма во главе промышленного предприятия стоял обычно менеджер-диктатор. Философия такого рода менеджмента проста: бизнес есть бизнес, поэтому работай не рассуждая. О высокой производительности труда не могло быть и речи.
2. Со временем появился новый тип менеджера – менеджер-патерналист – глава семьи, к рабочим отношение отеческое. Философия такого менеджер подчинялась формуле: быть строгим, но справедливым. В основном реакция рабочих на такой тип менеджера была положительной, но стабильности в развитии производства и особенно в получении прибыли менеджер-патерналист достичь не мог.
3. В годы кризисов преуспевал другой тип менеджера – менеджер-маклер. Работа такого типа менеджера была прежде всего работой дипломата. Руководящим началом здесь выступает принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».
4. Позже маклера сменил менеджер-организатор. Расширился круг людей, с которыми менеджеру приходилось иметь дело. Успех менеджера стал зависеть в очень большой степени от умения ладить со всеми социальными группами, занятыми в производстве.
5. Современный менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий – дипломат – лидер – воспитатель – организатор-инноватор - человек. Функция управляющего считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится лицом, облеченным патерналистской, отеческой властью. Основные требования к личности – компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.
Дипломат. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умения проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое время в основном на установление и развитие человеческих контактов.
Менеджер-лидер. В Российской теории менеджмента держится традиция разделять функции менеджера и лидера: функции первого – профессионально осуществлять действия, необходимы для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса; вторые – обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Менеджер должен владеть и теми и другими.
Менеджер-воспитатель. Сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией и высокой нравственностью. Степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста.
Менеджер-инноватор. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
Менеджер-человек. Ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер – это личность, то есть ложная совокупность врожденных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.