Установлено, что недооценка или переоценка личности при первом впечатлении может существенно помешать дальнейшему объективному познанию другого человека .
Как сделать, чтобы этого не происходило?
С одной стороны, успешность первого впечатления во многом зависит от того, насколько хорошо человек владеет вербальными и невербальными средствами самопрезентации.
С другой стороны – этого не всегда бывает достаточно. Иногда при интерпретации неожиданных действий, мыслей или чувств общающихся партнеров необходимо использовать знания о факторах и закономерностях формирования первого впечатления.
В психологической литературе выделяют целый ряд таких факторов: внешние данные и внешний вид, житейские и профессиональные стереотипы восприятия, манеру держать себя, а также экспериментально изучаемые эффекты первого впечатления.
Эффект ореола – общее впечатление о человеке влияет на восприятие его частных свойств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные игнорируются либо, так или иначе оправдываются. И наоборот. Если общее впечатление о человеке отрицательно, то его хорошие поступки либо не замечаются, либо толкуются превратно.
Например, про отличника часто думают «всецело хорошо» - он и умный, и добрый, и аккуратный, и даже красивый, а про двоечника наоборот – неопрятный, недобрый, неказистый. Если бизнесмен выглядит эффектно, то хочется думать, что он успешен. Если плохо одет, суетится и пишет с ошибками – о нем скорее подумают, что «плохи его дела», что партнер по бизнесу он некудышний.
Эффект упреждения и эффект новизны – по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, а по отношению к незнакомому – более значима первая информация.
Так о человеке, впервые посетившем наш дом, мы запоминаем, как он вошел, как поздоровался и представился. А о визите старого знакомого вспоминаем по новостям, о которых он рассказывал, и по словам, которые произносил, прощаясь. О новом партнере по переговорам мы лучше помним, чего он хотел, а о привычном – до чего же мы в результате договорились.
Явление стереотипизации – приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.
Так, например, часто по первому впечатлению о молодом человеке судят как о неоперившемся птенце, о продавце – как о потенциальном жулике, о студенте-заочнике – как о вечном задолжнике, о преподавателе – как о кладезе знаний, о мужчине во фраке – как об образованном, вежливом, культурном человеке.
Вот дополнительные примеры, иллюстрирующие закономерности формирования первого впечатления:
Эксперимент 1. Первое впечатление и социальный фон.
Мужчину дважды знакомили с аудиторией. В первой аудитории его сопровождала яркая и привлекательная девушка. Впечатление о нем были позитивными. Во второй аудитории с ним была непривлекательная и неаккуратная девушка. Впечатле6ние о нем было негативным.
Эксперимент 2. Первое впечатление и социальный контекст.
Разным людям показывали видеоролики, в которых был снят один и тот же мужчина. В первом случае этот мужчина сидел за столом и спокойно беседовал с подростками. Зрители характеризовали его как хорошего собеседника, интересного рассказчика. Во втором случае тот же мужчина стоял в стороне от штурмующей автобус толпы. Основное впечатление зрителей о нем – это человек воспитанный, уважающий женщин. В зависимости от социального контекста первое впечатление оказалось разным по содержанию – люди увидели в одном и том же человеке разные свойства.
Эксперимент 3. Первое впечатление и одежда.
Лектор появлялся в разных аудиториях в тренировочном костюме, военной форме и в рабочем комбинезоне. Впечатление о нем всякий раз было иным.
Эксперимент 4. Первое впечатление и направление взгляда.
Преподаватель последовательно входил в три аудитории. В первой он смотрел на студентов неотрывно. Их впечатление – властный, уверенный в себе. Во второй аудитории он отводил глаза в сторону. Впечатление – стеснительный. В третей аудитории он постоянно смотрел на одну группу студентов и не обращал внимания на другую. Мнения студентов в этом случае сильно разошлись – первой группе он понравился значительно больше.
Эксперимент 5. Первое впечатление и предварительная информация.
Двум группам испытуемых показывали одну и ту же фотографию мужчины, о котором в одной группе говорили, что он известный ученый, а в другой – что он преступник-рецидивист. Впечатление первой группы было восторженно-позитивным. Впечатление второй – резко негативным. Причем обе группы обосновывали свое впечатление, интерпретируя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.