ТЕМА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
План:
1. Предмет и задачи управленческой психологии.
2. Методологические подходы к психологии управления.
3. Сущность человекоцентристского взгляда на управление.
1 вопрос. Управление являе6тся древнейшей областью человеческой деятельности. До начала 20 века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. С появления книги Фредерика Уинслоу Тейлора «Менеджмент» или «Управление фабрикой» (1922 г.) были выделены основные принципы управленческого труда. В 20-е годы Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря ему управление стали считать особой специфической деятельностью.Так возникла прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».
Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.
Психология управления: синонимами являются понятия «менеджмент», «организационная психология», «психология организации».
Время, в которое мы живем, – это эпоха формирования новой цивилизации. Идет ломка экономики, психологии и привычных политических стереотипов. В этой круговерти обнаружилось, что, кроме дефицита средств и качественных товаров, существует еще и дефицит свежих идей, дефицит профессиональных знаний и здравого смысла. Люди остро нуждаются в умении ладить друг с другом, обществу нужны люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм и энергию. В решении этих проблем особое место принадлежит новому перспективному направлению в современной психологической науке – психологии менеджмента, целью которой является психологическое обеспечение эффективной деятельности любой организации, персонала и в первую очередь менеджеров в условиях рынка. Искусство общаться с людьми и руководить ими – это не только результат специальной профессиональной подготовки управленческих кадров, но и товар, который сегодня пользуется спросом и высоко оценивается на рынке профессиональных услуг. «Это такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе, – утверждает Д. Рокфеллер. – И я готов платить за такое умение больше, чем за любой другой товар в этом мире».
Слово менеджмент сегодня известно каждому человеку. Оксфордский словарь английского языка так раскрывает смысл этого термина: способ, манера общения с людьми, искусство управления.
Американский теоретик менеджмента П. Друкер подчеркивает, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека с целью сделать людей способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развив их потенциальные склонности и способности. И, наконец, немецкие специалисты В. Зигерт и П. Ланг приходят к выводу, что «менеджмент – это такое руководство людьми, которое позволяет выполнить стоящие перед организацией задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Таким образом, м е н е д ж м е т –– это не просто управление бизнесом, это управление бизнесом через филигранную работу с людьми.
Важным практическим принципом в менеджменте является утверждение: «Кто управляет – не производит, кто производит – не управляет».
Организация – 1. Структура в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей. 2. Одна из функций управления.
Требования к организации:
А) наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;
Б) наличие хотя бы одной цели как результата, которую принимают как общую все члены группы.
В) члены группы намеренно и сознательно работают сообща для достижения целей.
Основным пунктом управления является постановка организационных целей. Цель – конкретное состояние или результат, достигаемый совместными
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.