Программа экзамена по предмету «Управленческая психология», специальность «Менеджмент» (Психология, ее предмет, принципы и методы. Самопрезентация и имидж менеджера)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Александровск-Сахалинский колледж

филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

программа

 ЭКЗАМЕНА

ПО ПРЕДМЕТУ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 0602 «МЕНЕДЖМЕНТ»

2006

Тема «Психология, ее предмет, принципы и методы».

Общие представления о психике. Значение психологии для работы в системе «человек-человек».Предмет психологии: психические процессы, психические состояния и психические образования личности, их характеристика.

Принципы психологии: принцип развития; принцип изучения психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов; принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; принцип учета конкретной ситуации.

Методы психологии: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, изучение продуктов деятельности человека, метод тестов и анкетирования, их характеристика.

Тема «Управленческая психология. Ее предмет и задачи».

Психология управления как междисциплинарная прикладная отрасль психологии. Предмет психологии управления, его характеристика. Структура управленческой психологии. Параметры эффективности работы руководителя.

Сущность человекоцентристского подхода к управлению. Связь психологии управления с другими науками: общая психология, социальная психология, психология труда, социология и менеджмент, методология, стандартизация, валидность, надежность.

Тема: «Методы управленческой психологии».

Основные методы управленческой психологии: наблюдение – активное (эксперимент), пассивное. Требования к наблюдению; беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты; опросники и анкеты; проективные методики. Достоинства и недостатки методов. Требования к тестам: стандартизация, валидность, надежность.

Тема: «Личность, ее характеристики и способности».

Личность – как индивид в совокупности социально-значимых качеств и черт, выраженных в неповторимых особенностях ее сознания и деятельности.

Темперамент и виды темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), характер и черты характера (волевые, моральные, эмоциональные), способности, направленность личности, как психические свойства, имеющие значение для управленческой психологии. Понятия «личностная установка» и «направленность личности». Их характеристика.

Тема «Понятие мотивации, ее теории».

Мотивация – совокупность процессов, которые направляют и поддерживают человеческое поведение, побуждают к достижению значимых целей, определяют активность личности.

Теории мотивации, имеющие базовый характер для управленческой психологии: иерархия потребностей А. Маслоу, «теория X и Y» Д. МакГрегора, двухфакторная теория Ф. Герцберга, их характеристика.

Современные теории: теория ERG, теория потребностей МакКлеланда, теория постановки целей, теория ожиданий, их краткая характеристика.

Тема «Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации».

Понятие группы. Состав групп, структура, виды групп, понятие «малая социальная группа». Классификация малых групп.

Качество развития группы. Стадии и уровни развития группы. Процессы дифференциации и интеграции.

Феноменология малых групп: подражание, групповое давление, конформизм, конкуренция, сотрудничество, групповое сознание, норма.

Коллектив и его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности. Типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

Тема «Факторы, определяющие поведение рабочих групп».

Формальные и неформальные организации и группы, их основные характеристики.

Стадии развития группы: зарождение, бурное развитие, нормальное функционирование, высшая точка развития и переоформление организации (или завершение е существования).

Факторы, определяющие поведение рабочих групп: внешняя среда и ресурсы группы, их характеристика.

Психологическая характеристика рабочих групп: формальное лидерство, групповые роли, групповые нормы, статус членов группы и ее состав.

Тема «Принятие решений в группе».

Принцип командной работы как эффективный метод принятия решений, их характеристика.

Стадии формирования команды: подготовка, создание рабочих условий, формирование и построение команды, содействие в работе.

Внешние параметры, определяющие эффективность команды: высокая неопределенность среды, множественность стратегических вариантов, реализация одновременно нескольких стратегий, необходимость координации сложных работ и другие.

Внутренние условия эффективности команды: удовлетворение и потребность индивидуального членства; успешное взаимодействие в команде; решение поставленных задач.

Навыки руководителя по управлению командой: уточнение промежуточных целей; определение задач каждого члена команды; распределение работы; согласование стандартов и показателей качества; согласование методов оценки достижения целей.

Тема «Личностные факторы в принятии решений».

Влияние на процесс принятия решений настроения, эмоций, желания. Психологическая характеристика личностных факторов. Понятие стереотипа, как упрощенного образа какого-либо явления

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0