Предмет: «Теория и практика общения»
Специальность 0314: «Социальная педагогика»
Тема: «Перцептивное общение»
План:
1. Приемы перцептивного общения.
2. Перцептивное общение как одна из составляющих эффективного общения.
ПРИЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
С давних времен природа психики человека связывалась с его способностью ориентироваться и действовать в сложных ситуациях. Умение ориентироваться в них зависит от педагогического мышления и опыта работы учителя, включающего знание и умение применять многочисленные приемы перцептивного общения, оптимальные способы воздействия на школьников.
Педагогу следует прогнозировать свое поведение, скажем, в конфликтной ситуации, и это поможет находить выход из самых, на первый взгляд, безнадежных положений. Ведь именно в этих ситуациях создаются потенциальные возможности для проявления индивидуальности педагога, его воли, самообладания, находчивости, что позволяет не только избежать трудностей в общении, но и еще выше поднять авторитет учителя.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно использовать создавшееся положение, противопоставив озорству или грубости иронию, а иногда и сарказм.
Практика знает немало случаев, когда, умело, воздействуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница географии одной из школ Приморского края вошла в класс, ее встретил необычный шум. Осмотревшись, она обнаружила, что географическая карта перевернута. Тут же учительница изменила план урока и начала занятие с изложения нового материала. Так как она блестяще знала карту, то повернулась к ней спиной и под внимательными взглядами учеников сопровождала свой рассказ показом рек так, как будто карта висела правильно.
Кончив изложение нового материала, учительнице приступила к опросу. Первый же вызванный ученик получил «два» за незнание карты. Вышедшая после неге к доске отличница заплакала.
— В чем дело? — спросила учительница.
— Да разве хорошо ответишь, когда карта висит вверх ногами.
— Ну так перевесь ее. Мне-то все равно, я думала, что и вам все равно, раз вы так ее повесили.
Инцидент был исчерпан.
А вот другой случай.
В славящийся своими проказами 6 класс вошла новая учительница математики. В первый момент ей показалось, что класс пуст. Однако через несколько секунд шум и возня под партами помогли обнаружить местонахождение школьников. «Не заметив» нарушения дисциплины, учительница представилась классу. И начала объяснять новый материал, не повышая голоса и не обращая внимания на мяуканье, писк, скрип парт.
Когда через несколько минут учительница отвернулась от доски — несколько учениц сидели на своих местах.
—Кто разрешил? — возмутилась она.
Девочки нырнули вниз. Стало тихо. Через несколько минут из-под парты показалась рука.
—В чем дело?
— Можно я сяду па место?
— Садись.
Минут за десять до конца урока все ученики смирно сидели за партами. Учительница дала задание на дом, попрощалась и вышла из класса.
На вопрос директора, как им понравилась новая учительница, ребята, не сговариваясь, ответили восторженно.
...Когда в 9-й класс одной из омских школ вошел новый учитель, демобилизованный офицер, еще не успевший приобрести гражданское платье, школьники, дружно запели гимн. Вытянув руки по швам, преподаватель стал по стойке «смирно» начал подпевать ребятам. Гимн дружно допели до конца.
— Я никогда не забуду этой встречи, спасибо, ребята, — растроганно произнес педагог. — Буду писать товарищам, обязательно расскажу им, как тепло вы меня встретили. Еще раз спасибо. Садитесь. Начнем заниматься.
И в полной тишине начал урок.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537 московской школы, стул
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.