Оценка наибольшей величины уровня звука ZBHIII на ско- г ростных пассажирских линиях на расстоянии 30 м от оси пути может быть выполнена по формуле (при коэффициенте корреляции г = 0,859)
- 17,5. |
(8.26) |
= 441g l332
Зная величину наибольшего ожидаемого уровня звука, количество пар поездов, интервалы их движения и время прохождения участка пути, определяющего параметры шума в РТ, можно рассчитать усредненный по времени уровень внешнего шума поезда.
В России также ведутся работы по повышению скорости движения железнодорожного транспорта. Существенное повышение скоростей обязывает уже сегодня разрабатывать меры по снижению шума вблизи высокоскоростных магистралей.
8.6. Конструктивныерешения поснижениюшума
Как уже отмечалось, источниками шума на локомотиве являются система «колесо-рельс», силовая установка, вентиляторы систем охлаждения, компрессор, выхлопные устройства и турбулентные потоки воздуха. Общий шум перечисленных элементов определяют локомотив как источник шума, интенсивность которого частично ослаблена за счет расположения некоторых агрегатов в кузове.
Снижение внешнего шума локомотива осуществляется, прежде всего, за счет более строгих допусков на изготовление, сборку и регулировку силовых агрегатов, а также применением звукоизоляции и амортизации. Излучение шума конструктивными элементами заметно снижается с помощью упругих прокладок в местах соединений и демпфированием больших поверхностей антивибрационными мастиками. Значительный эффект дает применение упругих элементов при креплении виброактивных агрегатов (дизель, компрессор, вентилятор) к главной раме локомотива. При монтаже агрегатов и узлов локомотива часто не учитывают особенностей источника шума, поперечные и вращательные перемещения отдельных элементов, тогда как специально спроектированное крепление, например, двигателя позволяет снизить уровень внешнего звука на 10 дБА.
333
Выход воздуха из тормозной магистрали и выпускного коллектора двигателя сопровождается повышенным уровнем шума аэродинамического происхождения. Самым эффективным средством борьбы в таком случае является применение глушителей различного конструктивного исполнения Глушители должны, с одной стороны, преграждать путь шуму, с другой — не оказывать существенного сопротивления перемещению зашумленного потока по газоотводящим каналам. Кроме того, к глушителям могут предъявляться требования по ограничению габаритов, массы, применению определенных конструктивных и звукопоглощающих материалов, формы и стоимости.
лад |
Рис. 8.9. Распределение звуковой |
энергии в элементах глушителя |
334 |
По принципу действия глушители делятся на две группы: отражающие (реактивные) и диссипативные (активные). В отражающих глушителях снижение шума на выходе достигается в основном за счет отражения энергии падающих от источников волн. Для этого принципа заглушения справедливо условие Рщ > Рпгл (рис. 8.9). Диссипативные глушители снижают энергию газового потока за счет превращения звуковой энергии в тепло (Ротр < Рпгл) в элементах , конструкции. К таковым относятся звукопоглощающие облицовки внутренних поверхностей газоотводных каналов. Для этих целей используются огнестойкие звукопоглощающие материалы — минеральная вата и холст — с защитой от выдувания в виде сеток, перфорированных оболочек и пр. Однако часто трудно провести четкую грань между представленными группами, так как, например, сам эффект
отражения энергии в реактивных глушителях еще не решает вопроса снижения шума. Глушители, эффективность которых определяется как отражением, так и диссипацией (рассеянием), называются комбинированными.
Для решения вопроса о выборе типа глушителя рассмотрим баланс звуковой энергии в нем, уравнение которого (рис. 8.9)
отр |
* прш -* пад V
где Рпрш, Рпад, Ротр, Рпгл, РИЗл> ргсн — соответственно, звуковая энергия в единицу времени прошедших, падающих и отраженных волн, энергия, поглощенная в глушителе, излучаемая в окружающее пространство и генерируемая в самом глушителе под действием потока газа.
Снижение энергии генерации достигается уменьшением скорости истечения струи газа и приданием внутренним элементам глушителя формы, снижающей турбулентность потока. Следует заметить, что снижение скорости достигается увеличением объема глушителя, который для подвижных объектов железнодорожного транспорта (тепловоза, путевой машины) имеет ограничения. В удачно спроектированном глушителе величиной Рген можно пренебречь. Звуковая энергия истечения газового потока проходит через глушитель как по газу, так и по элементам конструкции. Если последняя величина оказывается соизмеримой с передаваемой по газу, применяют меры по повышению жесткости конструкции. Энергия, передаваемая по конструкции, вызывает их вибрацию и поступает в окружающее пространство в виде Ризл. Снижение ее доли достигается увеличением звукоизоляции корпуса глушителя и применением вибродемпфирования. Кроме того, избегают крепления глушителя к легким и тонким элементам основной конструкции. Таким образом, для глушителя всасывания воздуха дизеля или компрессора предпочтение следует отдавать активному принципу заглушения как имеющему незначительную величину Ротр. Для заглушения энергии отработавших газов, напротив, более при-
335 «
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.