Социализация и социально-психологическая адаптация личности

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Социальная психология

Тема: «Социализация и социально-психологическая адаптация личности»

Цель: дать студентам знания об особенностях современной социализации; учить применять знания на практике; формировать умение приводить примеры.

План:

1) Сущность современной социализации.

2) Социально-психологическая адаптация личности.

1 вопрос. Проблема социализации является одной из ведущих проблем психологии малой группы как составной части социальной психологии в связи с тем, что именно эта проблема отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, обучение и воспитание человека, осуществляется переход от человека как индивида к человеку как личности и индивидуальности.

Сущность социализации состоит в том, что это двухсторонний процесс, включающий в себя:

1)  усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;

2)  активное воспроизводство системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Между двумя составляющими стоит процесс преобразования социального опыта человека в ценностные ориентации и установки личности. Этот процесс начинается с усвоения индивидом социального опыта в тех группах, в каких он находится. Отсюда - ответ на вопрос: «Почему такой человек именно такой?» Иначе говоря, любой из нас стал таким, в каких социальных группах он находился, и какой социальный опыт в них он получил. Данный процесс усвоения социального опыта происходит по принципу интериоризации, т.е. переходу «внешнего» (отображаемого личностью социального опыта) во «внутреннее» (личный опыт, т.е. формирование и развитие структур психики личности и их качества). На данном этапе личностного развития человек выступает объектом общественных отношений, т.е. на него воздействует социальная среда.

Внешнее воздействие, оказываемое на человека и воспринимаемое им, преобразуется в личный опыт в виде социальных составляющих психики, таких как ценностные ориентации, установки, взгляды, позиции и т.п. Усвоение носит не механистический, а избирательный характер, так как сказываются биологически обусловленные составляющие психики и предыдущий социальный опыт. Отсюда - ответ на вопрос: «Почему при одинаковых внешних воздействиях, оказываемых на личность, никогда не получается одинаковый результат?» Иначе говоря, при одинаковых воздействиях в обучении и воспитании членов группы, результат этих воздействий на каждого члена группы будет разный.

На определенном этапе личностного развития человек из существа, усваивающего социальный опыт, превращается в творца этого опыта, т.е. происходит переход от человека как объекта общественных отношений к человеку как субъекту этих отношений. На данном этапе человек сформировался как личность и вступает в фазу активной жизнедеятельности. Воспроизводство социального опыта, полученного и преобразованного человеком, осуществляется по принципу экстериоризации, т.е. перехода «внутреннего» (личного опыта) во «внешнее» (в социальную среду).

Таким образом, можно сказать, что по результату процесс социализации представляет собой сформированную личность по принципу «Человек есть то, каким научился быть в тех социальных условиях, в каких он находился».

Содержание социализации отражает сам процесс становления человека личностью, т.е. отвечает на вопрос: «Как, посредством чего человек из индивида преобразуется в личность?»

Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения социальных связей личности с окружающим миром. Чем шире социальные связи, тем больше существует возможностей для ускорения и углубления процесса личностного развития.

Что касается сферы деятельности, то здесь существует проблема незнания человеком таких сфер, где бы он мог раскрыться в соответствии со своими потенциальными возможностями. Не случайно, иногда в зрелом возрасте человек встречается с такими новыми сферами деятельности, где он раскрывается и осознает, что нашел то, чем он должен был заниматься всю жизнь. Применительно к социально-культурной среде важно обеспечить отбор к деятельности в сфере гостиничного и туристского бизнеса кандидатов, склонных по своим личностным характеристикам к жизнедеятельности в системе «человек - человек». Тогда не возникнет существенных проблем в функционировании

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
89 Kb
Скачали:
0