Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030503.51 «Правоведение»регистрационный номер 04-0201-Б от 21.02.2002г. Заместитель директора ____________________ |
- знать закономерности общения,
- социально-психологические феномены группы и общества,
- пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Социальная психология:
- социальная психология как наука, ее предмет и методы;
- социализация личности;
- межличностные отношения;
- психология общения: содержание, цели и средства общении;
- техника и приемы организации коммуникаций;
- группа как социально-психологический феномен: виды и структура групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности;
- природа конфликтов и пути их разрешения;
- человек и труд;
- человек как субъект труда;
- мотивы трудовой деятельности;
- психология профессий.
Задача курса: Обеспечить усвоение студентами основных социально-психологических категорий и понимание ключевых проблем этой дисциплины, а также применение психологических знаний для анализа собственной личности, своего места в социуме, совершенствования поведения и общения.
Предлагаемая программа продолжает единую программу по психологии для колледжей, она тесно связана с предыдущими курсами, исключает дублирование тем.
Результатом изучения курса «Социальная психология» должно стать:
- знание студентами основных социально-психологических категорий;
- система знаний о закономерностях и способах регулирования общения;
- о механизме деятельности группы;
- приобрести навыки коммуникации и социальной перцепции;
- приобрести умения социально-психологической диагностики.
При чтении лекций, провидений практических работ в процессе самостоятельной работы должно быть предусмотрено использование современных технических средств обучения, моделирование конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, применение деловых и ролевых игр и другие формы и средства активизации творчества студентов.
На изучение данной дисциплины учебным планом предусмотрено 47 часов; из них: на лекции – 18 часов, практические занятия – 8 часов. Самостоятельная работа – 21 час. Максимальная нагрузка на студента – 47 часов.
Форма контроля данного курса - контрольная работа.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максим.учебная нагрузка студента |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная работа студента |
||
Всего |
Лекции |
Практ. и лабора торные занятия |
||||
Раздел 1. «Предмет социальной психологии» |
3 |
2 |
2 |
1 |
||
1.1. |
Введение в социальную психологию. |
1 |
1 |
1 |
||
1.2. |
Методы социальной психологии. |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Раздел 2. «Социальное развитие человека |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
|
2.1. |
Социализация |
2 |
2 |
2 |
||
2.2. |
Социально-психологическая адаптация личности |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
Раздел 3. Социальная психология общения |
10 |
6 |
4 |
2 |
4 |
|
3.1. |
Содержание, функции, виды общения. |
2 |
2 |
2 |
||
3.2. |
Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения. |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
Раздел 4. «Психология социальных сообществ» |
16 |
8 |
6 |
2 |
8 |
|
4.1. |
Группа как социально-психологический феномен |
2 |
2 |
2 |
||
4.2. |
Социально-психологические явления в малой группе. Личность в группе |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4.3. |
Социально-психологическая характеристика конфликтов |
6 |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел 5. Основы психологии труда |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
|
5.1. |
Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности |
1 |
1 |
1 |
||
5.2. |
Психология профессий |
7 |
3 |
1 |
2 |
4 |
ВСЕГО: |
47 |
26 |
18 |
8 |
21 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Предмет социальной психологии
Основные понятия:
- социальная психология,
- методология,
- феноменология,
- наблюдение,
- опрос,
- беседа,
- интервью,
- анкетирование,
- эксперимент,
- тестирование;
- психологическая структура личности,
- темперамент,
- характер и акцентуации характера,
- типы людей и «локус контроля».
Основные знания:
- о предмете социальная психология,
- об истории социальной психологии,
- теоретические и эмпирические источники социальной психологии,
- концептуальные основы социальной психологии;
- о методе наблюдения,
- об особенностях его проведения,
- о методе опроса и его разновидностях,
- особенности составления анкет,
- о методике проведения тестирования.
Основные умения:
- работать с литературой;
- анализировать, структурировать теоретический материал.
Тема 1.1 Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе научного знания. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии. Концептуальные основы социальной психологии.
Тема 1.2 Методы социальной психологии
Условие и техника проведения социально-психологического исследования. Требования к социально-психологическому исследованию: надежность, валидность, точность. Этапы проведения социально-психологического исследования.
Наблюдение как метод целенаправленного фиксирования явлений, интересующих исследователя. Его виды. Процедура проведения.
Метод изучения документов. Метод опроса, как метод сбора первичной информации. Беседа, интервью, анкета.
Социально-психологический эксперимент. Его виды. Процедура проведения. Тестирование, его виды.
Самостоятельная работа
· составить краткую характеристику вклада ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии;
· составить кроссворд по теме.
Раздел II. Социальное развитие человека
Основные понятия:
- социализация,
- конформизм,
- негативизм;
- социально-психологическая адаптация,
- социальное развитие,
- социальная виктимология.
Основные знания:
- общее понятие социального развития человека,
- стереотипы понимания социального развития человека,
- социально-психологическая адаптация,
- понятие «проблемная ситуация».
Основные умения:
- выступать публично на заданную тему;
- отстаивать свою точку зрения в полемике;
- привлекать внимание слушателей
- выделять причины превращения человека в жертву социализации и анализировать их.
- выделять причины социальных и феноменологических факторов виктимилизации.
Тема 2.1 Социализация
Специфика современной социализации: деятельность, гуманизация детства, образование и приобретение профессии, творчество, новые требования к характерологическим чертам.
Концепция А.В. Петровского о стадиях развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Механизмы социализации: подражание, имитация, идентификация, полоролевая тенденция, социальная оценка желаемого поведения.
Понятие конформизма и негативизм.
Тема 2.2. Социально-психологическая адаптация личности
Понятие социального развития. Связь развития с ВПФ (высшей психической функцией) и социального развития. Концепция Л.С. Выгодского о ВПФ.
Стереотипы понимания социального развития человека: ограничения возраста социального развития, абсолютизации детства, психологический фатализм, абсолютизации задатков и способностей, неограниченных возможностей.
Понятие социально-психологическая адаптация личности. Проблемная ситуация как процесс социально-психологической адаптации личности, ее характерные черты. Разновидности адаптации.
Периодизации развития человека. Концепции Э. Эриксона о нормальной и аномальной линиях развитии личности.
Практические занятия
· Человек как жертва социализации (учебная конференция)
Самостоятельная работа
· Подготовка выступления на учебную конференцию;
· Выпуск бюллетеня по материалам конференции.
Раздел III. Социальная психология общения
Основные понятия:
- общение;
- дефицит общения;
- пресыщение общением;
- коммуникация;
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- коммуникативный потенциал;
- рефлексивное и нерефлексивное слушание,
- идентификация,
- эмпатия,
- рефлексия,
- интеракция,
- кооперация (сотрудничество),
- конкуренция (конфликт).
Основные знания:
- понятие общения, виды общения,
- особенности общения в современном мире,
- уровни общения,
- диалогическое и монологическое общение,
- функции общения,
- критерии удовлетворенности общением.
Основные умения:
- уметь различать рефлексивное и нерефлексивное слушание,
- уметь «читать» другого человека как книгу при помощи невербальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.