стереотипы могут быть этнического, национального, половозрастного, поведенческого и другого характера. Важным моментом в процессе восприятия является и фактор привлекательности. Под его влиянием мы нередко допускаем ошибки в оценке тех или иных качеств собеседника. Ошибки здесь объясняются тем, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его и более умным, интересным и добрым.
Чувства.Отношения человека к другому человеку в процессе общения не только понимаются им, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции являются одной из важных форм отражения реального мира. Но если восприятие целостно отражает в нашем сознании другого человека, который непосредственно воздействует на наши органы чувств, то эмоции отражают наше отношение к этому человеку, его значение для нас с точки зрения наших потребностей и мотивов деятельности. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде различных телесных проявлений.
Различают высшие, социальные и низшие, биологические эмоции. Первые из них, социально обусловленные эмоции и принято называть чувствами.
В ходе взаимоотношений, между людьми могут возникать чувства различной силы - от слабо выраженных, но зато весьма длительных до сильно выраженных страстей, кратковременных аффектов.
Отсюда мы видим, что в процессе общения происходит не только оценка людьми друг друга, но и формируется устойчивое эмоциональное отношение к объекту, переживание того, как нами был воспринят собеседник.
Поведение.Под поведением понимается система взаимосвязанных поступков, реакций человека. Рассматривая психологическую сущность механизма формирования взаимоотношений, видно, что во многом поведение в ходе общения зависит от индивидуального восприятия другого человека и чувств, которые испытываются к нему. Причем, почти никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который формируется при знакомстве, является важным регулятором последующего поведения личности. Такой образ нужен именно для того, чтобы правильно и эффективно построить свое общение в данной ситуации.
Если в ходе знакомства, индивид пришел к выводу, что перед ним друг, то его поведение нацелено на продолжение контактов, он идет на сближение и откровенное выражение своих мыслей и чувств. Если же перед ним враг, то он испытывает к нему чувство ненависти и его поведение будет более агрессивным и конфликтным. А если при этом личность испытывает чувство страха, то ее поведение направленно на защиту и избегание контактов с этим человеком. Пример того, как связаны рассмотренные психические процессы во взаимоотношениях, смотри ниже.
внешний вид |
красив-безобразен |
любовь-ненависть |
агрессия |
черты лица мимика жесты поза речь запах |
друг-враг опасен-нужен лидер-ведомый скромен-нахален умен-глуп свой-чужой |
уважение-страх симпатия-антипатия спокойствие-острожность восхищение-отвращение |
защита приспособление сближение избегание помощь |
Ощущение Восприятие Чувства Поведение
Нельзя забывать и о том, что, кроме уже указанных, на пути построения хороших взаимоотношений нередко возникают различные барьеры. Их можно разделить на барьеры эмоционального, интеллектуального и поведенческого порядка. Зачастую эмоции, недостаток знаний в области общения, нетактичное поведение серьезным образом ухудшают взаимоотношения с другими людьми (табл. 1.1).
Многие задумываются над тем, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. От этого нередко зависит успех в выполнении стоящих задач, а иногда и решение самых важных жизненных проблем. Опыт показывает, что для повышения культуры взаимоотношений выделяются следующие пути:
1) выяснение и изучение психологической сущности взаимоотношений;
2) совершенствование умений учета индивидуальных психологических особенностей партнеров по общению;
3)
4) постоянное совершенствование навыков управления своими эмоциями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.