Александровск-Сахалинский колледж (филиал) государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Сахалинский Государственный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Современные воспитательные системы»
для специальности 0314 «Социальная педагогика»
2007 год
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией педагогики и психологии Председатель: ______________ «_____» ________________ 200__г. Составил: _____________ |
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0314 «Социальная педагогика» Заместитель директора по учебной части ______________________ «_____» _______________ 200____г. |
ГОС СПО № 04-0314 – П от 04.02.2002
Рецензент:
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 050711 Социальная педагогика
Предмет и задачи теории и практики воспитания; воспитательная система, ее компоненты: цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, общность, среда, управление; критерии развития личности ребенка; диагностика воспитанности школьников; развитие воспитательной системы: закономерности, противоречия, этапы; коллектив детей, подростков, юношества в воспитательной системе образовательных учреждений разных типов и видов; коллектив – община; гуманизация отношений в воспитании; методы и приемы воспитательной ситуации; управление воспитательным процессом: моделирование воспитательной системы, организация коллективной творческой деятельности, воспитательный потенциал среды и др.; авторские воспитательные системы школ педагогов-новаторов; организация совместной деятельности; самоуправление в детской организации; внешкольные учреждения; диагностика степени заинтересованности детей, подростков, юношества работой в учреждениях дополнительного образования; личностно ориентированное педагогическое взаимодействие с детьми; коллективное взаимодействие воспитателя и воспитанников в различных видах деятельности; включение родителей во внеклассную и внешкольную деятельность; планирование воспитательной деятельности; детско-юношеские общественные организации; методы и формы деятельности детских общественных организаций; контроль качества воспитательной деятельности.
Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 050711 «Социальная педагогика»
1. Пояснительная записка
Воспитательная система школы стала в последние годы весьма распространенным понятием. Оно органично сведено с такими понятиями как «личность», «развитие», «отношение», «структура», «компонент», «результативность» и др.
Современные воспитательные системы многообразны, имеют историю своего становления, могут создаваться в образовательных учреждениях разного типа.
Цель курса: рабочая программа дисциплины «Современные воспитательные системы» направлена на подготовку студентов специальности 0314 «Социальная педагогика» к работе воспитателями образовательных учреждений, в рамках дополнительной квалификации по основной специальности.
Содержание учебной дисциплины, тематический план отвечает требованиям образовательного стандарта дисциплины, учебного плана. Рабочая программа состоит 3-х разделов: введение, теория и методика воспитания, воспитательная система школы, объекты и субъекты управления воспитательной системы, в которых обозначены темы учебных занятий, количество и виды практических занятий, самостоятельных работ студентов.
Организация работы в рамках рабочей программы направлена:
· на осознание студентами проблем, содержания современного воспитания,
· ознакомление с опытом, технологией управления различными Воспитательными системами
· выработку практических умений по анализу, проектированию моделей систем, воспитательных программ в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Макс. |
Всего |
Лекц. |
Практ. |
Срс |
||
1. |
Раздел 1. Введение |
2 |
2 |
2 |
||
1.1. |
Предмет и задачи теории и практики воспитания |
|||||
2. |
Раздел 2. Теория и методика воспитания |
28 |
18 |
8 |
10 |
10 |
2.1. |
Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
2.2. |
Воспитание и воспитательный процесс в гуманистической педагогике |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2.3. |
Система методов воспитания |
2 |
2 |
2 |
||
2.4. |
Критерии развития личности |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
2.5. |
Диагностика воспитанности детей (младших школьников) и подростков. Зачет по разделу |
12 |
8 |
2 |
6 |
4 |
3. |
Раздел 3. Воспитательная система школы |
49 |
40 |
32 |
8 |
9 |
3.1. |
Воспитательная система, ее компоненты: цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, общность, среда, управление |
4 |
4 |
4 |
||
3.2. |
Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки. Моделирование воспитательной системы |
4 |
4 |
4 |
||
3.3. |
Школьный коллектив – ядро воспитательной системы школы |
2 |
2 |
2 |
||
3.4. |
Разновидности детского коллектива |
2 |
2 |
2 |
||
3.5. |
Первые воспитательные коллективы социалистического общества: проблемы и противоречия |
2 |
2 |
2 |
||
3.6. |
Современные воспитательные системы. Социокультурные модели воспитания |
6 |
4 |
4 |
2 |
|
3.7. |
Авторские воспитательные системы |
3 |
2 |
2 |
1 |
|
3.8. |
Воспитательные системы вальдорфских школ |
2 |
2 |
2 |
||
3.9. |
Воспитательная система школ глобального образования |
2 |
2 |
2 |
||
3.10. |
Воспитательная система «Справедливые сообщества» |
2 |
2 |
2 |
||
3.11. |
«Педагогика общей заботы», как воспитательная система |
2 |
2 |
2 |
||
3.12. |
Воспитательная система школы диалога культур |
2 |
2 |
2 |
||
3.13. |
Воспитательная система школы -комплекса |
2 |
2 |
2 |
||
3.14. |
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
3.15. |
Зарубежные и отечественные воспитательные системы |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
3.16. |
Программа воспитания как тип педагогической программы. Алгоритм программирования |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
3.17. |
«Матрешка» воспитательных программ |
2 |
2 |
2 |
||
4. |
Раздел 4. Объекты и субъекты управления воспитательной системы |
42 |
34 |
26 |
8 |
8 |
4.1. |
Среда как компонент воспитательной системы |
2 |
2 |
2 |
||
4.2. |
Организация совместной деятельности |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
4.3. |
Самоуправление в детском коллективе |
2 |
2 |
2 |
||
4.4. |
Коллективное взаимодействие воспитателя и воспитанников в процессе учебной деятельности |
4 |
4 |
4 |
||
4.5. |
Коллективное взаимодействие воспитателя и воспитанников в различных видах деятельности |
4 |
4 |
4 |
||
4.6. |
Включение родителей во внеклассную и внешкольную деятельность |
6 |
4 |
4 |
2 |
|
4.7. |
Контроль результативности (качества) воспитательной деятельности |
6 |
4 |
4 |
2 |
|
4.8. |
Планирование воспитательной деятельности |
8 |
6 |
2 |
4 |
2 |
4.9. |
Детские объединения, общественные организации и клубы в воспитательной системе учреждений дополнительного образования |
2 |
2 |
2 |
||
4.10 |
Элементы дополнительного образования. |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
4.11 |
Зачет |
2 |
2 |
2 |
||
ИТОГО: |
123 |
96 |
68 |
28 |
27 |
Раздел 1. Введение.
Основные представления:
Тема 1.1. Предмет и задачи теории и практики воспитания
Основные знания: воспитание, воспитательная работа, предмет, задачи воспитания
Основные умения:
задачи теории и практики современного воспитания
Основные понятия:
Содержание:
Современные воспитательные системы – как педагогическая дисциплина.
Предмет – процесс воспитания. Основные понятия теории и практики воспитания: становление, развитие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.