Методическое пособие «В помощь первокурснику»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Александровск-Сахалинский педагогический колледж

Сахалинский государственный университет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«В ПОМОЩЬ ПЕРВОКУРСНИКУ»

2004

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «В ПОМОЩЬ ПЕРВОКУРСНИКУ»

Настоящее методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в период адаптации к новым условиям обучения. Может использоваться студентами старших курсов во время прохождения государственной педагогической практики для проведения индивидуальной или групповой работы с детьми подросткового и юношеского возраста, а также классными руководителями.


СОДЕРЖАНИЕ

1. «Я»-концепция……………………………………………………………………………………..

2. «Я»-концепция и личность ……………………………………………………………………….

3. Механизмы психологической защиты……………………………………………………………

4. Типы личности……………………………………………………………………………………..

4

6

7

11

5. Проблемы адаптации………………………………………………………………………………

6. Психическое здоровье……………………………………………………………………………..

7. Приложение………………………………………………………………………………………..                                                           

12

13

14

1. «Я»-КОНЦЕПЦИЯ

Невозможно заботиться

о других, прежде не позаботившись о себе

                                                                                                                        Лилейди Бэлленджер

В любой культурной среде человек управляет собой на основании своей «Я»–концепции, то есть согласно его представлению о самом себе.

«Я»–концепция – это совокупность представлений человека о самом себе. Через эти представления человек намечает перспективы собственного развития. Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает, в свою очередь, влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. «Я»-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой, отрицательной). Индивид с положительной «Я»-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. «Я»-концепция может, в свою очередь, неверно отражать реальность, быть вымышленной или искаженной. То, что не согласуется с «Я»-концепцией может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера его счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его реальное «Я» согласуются между собой.

Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка. Самооценка – это оценка человеком своих качеств и способностей. Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер.

В западной и нашей культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов и столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность – это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости.

Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему.

Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствует формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникающие в первом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
146 Kb
Скачали:
0