Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в период адаптации: Методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Только при полном доверии педагогическая помощь будет принята студентом и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.           

5. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональности во взаимодействии студентами может являться залогом, как успеха, так и неуспеха в осуществлении и поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями другого, а пытается понять и услышать голос этого студента, причины его трудностей и проблем. Оценка же педагогом того или иного шага или поступка студента может восприниматься им как не принятие, критика и привести к скрытости.

6. Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Социальный педагог, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону студента. Даже, когда тот нарушает общепризнанные нормы, то  социальный педагог ищет возможность «смягчения наказания», имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Опосредованная поддержка осуществляется при отсутствии явного запроса со стороны студентов. Она базируется на диагностике, профессиональном наблюдении педагога, осмыслении им типичных затруднений студентов.

К числу опосредованных превентивных мер может быть отнесена групповая форма поддержки, которая заключается в работе всего педагогического коллектива в период адаптации на начальном периоде обучения. Так как студенты особенно с инертной нервной системой не могут быстро включаться в учебную деятельность, у них существуют очень большие проблемы в плане формирования межличностных отношений. Они переживают дискомфорт из-за того, что не имеют представлений о требованиях педагогов, условиях обучения, взаимоотношений в группе. Все это приводит к довольно длительному периоду дезадаптации, проявляющейся в недисциплинированности, невнимательности, быстрой утомляемости.

«Как жить?», «Как построить  свой собственный индивидуальный образ жизни?».  Для того, чтобы помочь юношам и девушкам ответить на эти вопросы   необходимо   выстроить   совместную   деятельность, которая имеет несколько этапов:

1. Диагностический. Она предполагает обнаружение проблем юношей и девушек, осознание ими их значимости и желание их разрешить.

2.  Поисковый. Совместный поиск причин и способов решения проблем.

3.  Проектировочный.    Построение    договорных    отношений    между педагогом и студентом с целью продвижения к решению проблемы.        

4. Деятельный. Взаимодополняющая деятельность педагога и студента, где в основном действует сам студент. То, что он не может (например, поговорить с тем или иным педагогом-предметником, куратором, своим сверстником или товарищам по группе, родителями), выполняется педагогом и его коллегами– психологом, врачом, социальным педагогом.

5. Рефлексивный. Анализ совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение полученных результатов, способов решения проблемы.

Подобная работа требует чрезвычайного такта и   профессионализма, знания педагогической культуры и основ психологии личности.

Основное отличие такой индивидуальной психологической поддержки от педагогической деятельности состоит в том (и это отличие принципиальное), что проблема обозначается и в целом решается самим юношей или девушкой при опосредованном участии взрослого. В таком случае студенты сами берут ответственность на себя за результат своих действий, не перекладывая ее на других людей. Решив успешно ряд важных для себя проблем, студент становится субъектом своей жизнедеятельности, т.е. приобретает установку самому решать свою судьбу.

Важнейшим механизмом успешности в адаптационный период является, безусловная вера в успех.

Сегодня много говориться и много уделяется, внимания «индивидуальному» и «дифференцированному подходу», которые предполагают учет индивидуальных различий студентов и учащихся и задача которых, состоит в том, чтобы все студенты освоили одну и туже программу, чтобы тот или иной студент не смотря не на что, встроился в коллектив и т.д., но мало уделяется внимания, развитию уникальности личности. Такая работа, такой подход требует от всего педагогического коллектива дополнительного времени особой (психологической) подготовки.

Только при наличии такой установки поддержка будет принята, а помощь действенна.                                                                                                               

Перечисленные выше условия, разумеется, не исчерпывают всего

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
167 Kb
Скачали:
0