Современная семья в зеркале социологического и психологического анализа

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

1. Современная семья в зеркале социологического и психологического анализа …………………………….. 4

2. Воспитательный потенциал семьи ……………………..11

3. Механизмы  воспитания …………………………………....20

4. Психолого-педагогические основы семейного воспитания …………………………………….................32

5. Семья и проблемы трудных детей ……………………...38

6. Общение родителей с подростком .. …………………... 44

7. Общение с родителями и его влияние на становление идентичности подростка .......……………. 47

8. Психологическая помощь семье, воспитывающей     ребенка раннего возраста с отклонениями в аффективном развитии …………………………………. 54

9. Роль родителей в снижении гиперактивности у

ребенка ………………………………………………….  59

10. Список используемой литературы  ………………….  64

11. Приложение . ……………………………………….....  67


Современная семья в зеркале социологического и психологического анализа

, студентка 202 группы педагогического отделения  АСК(ф) СахГУ

Руководитель: , преподаватель.

Актуальность данной темы в том, что реализация социальной функции коррекционно-развивающего образования диктует необходимость специального внимания к положению ребенка в семье, к выстраиванию партнерских отношений с нею в целях воспитания полноценного, социально адаптированного гражданина. Необходима помощь семье в преодолении тех недостаток в развитии детей, которые осложняют процесс их учения и социализации. При этом помощь школы как профессионально подготовленного субъекта воспитания предполагает учет особенностей воспитания детей в семье.

Отличается множество типологий семей в зависимости от оснований, выбираемых для их построения. В основе одной из наиболее распространенных типологий семей с позиции социологического анализа лежит дифференциация их по типам семейной структуры, в рамках которой рассматриваются нуклеарные и расширенные семьи. Структурное различие этих двух семейных групп обусловлены присутствием в нуклеарных семьях представителей только двух поколений (родители плюс дети). В расширенных семьях возможно проживание представителей старшего поколения (дедушек, бабушек) или других родственников.

Еще одно основание, по которому производится типологизация семей, - это число детей. Различают семьи однодетные, двухдетные, и многодетные.  Однодетная семья, предлагая ребенку максимум условий для развития, в то же время создает почву для ряда значительных провалов воспитания, связанных с гиперопекой, избыточной любовью, отсутствием необходимой требовательности и дисциплины.

Безусловно, двухдетные семьи имеют более серьезные материальные трудности в сравнении с однодетной. Двухдетная семья лучше решает задачу подготовки детей к взаимодействию с внешним миром, с другими людьми, лучше осуществляет социализацию личности.

Широко распространена группировка семей по признаку наличия двух супругов: полная и неполная семья. Образованию неполных семей в первую очередь способствуют разводы. Число неполных семей составляет 5, 2 млн, причем 98% их составляют семьи материнские (мать плюс ребенок). Еще один путь образования неполных семей – рождение детей вне брака. Положение неполной семьи характеризуется в целом более низким материальным достатком.

Издержки воспитания детей в неполной семье негативным образом сказывается на результатах социализации. Это подтверждает статистика, согласно которой 37% от общего числа состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, это дети из неполных семей. По другим источникам, до 40% детей, помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, имеют только одного родителя.

Еще одна типология семей – по занятости членов семьи: полностью – частично занятая – безработная. Безработица родителей как фактор воспитания детей оказывает негативное влияние. С одной стороны, безработные родители не в состоянии объективно предоставить детям необходимую материальную базу для полноценного развития. С другой стороны, безработные родители имеют мало шансов для утверждения своего авторитета перед детьми. Несколько более оптимистично можно оценивать положение семей с частично занятыми родителями. Такие родители тоже пользуются меньшим авторитетом в глазах детей. При полной занятости обоих супругов в семье также возникают воспитательные проблемы.

Изучение семей и семейных отношений учитель может проводить

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
192 Kb
Скачали:
0