Проблематика значимых отношений в системе научного знания.
Семинар «Общехристианская модель семьи»
Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»
Раздел 3. «Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества»
Основные понятия:
· семья,
· брак.
Основные знания:
· о закономерностях семейных отношений,
· метафорические представления о семье.
Представления о семье и изменениях, происходящих в ней в общественном сознании. Понятие «семья» и «брак». Семья и брак в истории общества: качество и количество эволюции семейных отношений в историческом контексте. Семья и брак в истории общества: количественная и качественная эволюция семейных отношений. Нетрадиционные (особые) семи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.
Семинар «Социология культуры и теоретическая типология семьи»
Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В «Психология современной семьи», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»
Раздел 4. «Характеристика современной семьи
Основные понятия:
· брачно-семейные отношения,
· современная модель семьи,
· аффилиация,
Основные знания:
· о категориях современной семьи,
· о формах брачно-семейных отношений,
· о современной модели семьи.
Основные умения:
· уметь различать признаки здоровья современной семьи,
· анализировать «Рисунок семьи».
Различные категории современной семьи и брачно-семейных отношений. Современная модель семьи, ее особенности. Психологически благополучные и неблагополучные семьи. Психологическое здоровье семьи.
Семинар «Психологическое здоровье современной семьи
Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Сатир В. «Как строить себя и свою семью», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»
Раздел 5. «Функционально-ролевая структура семейных отношений»
Основные понятия:
· функции семьи,
· хозяйственно-экономическая,
· репродуктивная,
· регенеративная,
· образовательно-воспитательная,
· реактивная,
· психотерапевтическая,
· семейные роли,
· деформации семейного функционирования.
Основные знания:
· индивидуальные потребности в браке,
· многообразие семейных функций,
· функции семьи,
· семейные и внутрисемейные роли,
· деформации семейного функционирования.
Основные умения:
· разбираться в семейных ролях внутрисемейной ролевой структуре.
Реализация индивидуальных потребностей в браке. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.
Семинар «Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура»
Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»
Раздел 6. «Детско-родительские отношения»
· пренатальный период,
· пренатальное материнство,
· коммуникативный период.
Основные знания:
· пренатальное материнство,
· психический риск будущего ребенка,
· материнство как психологический феномен.
· Особенности развития материнства в современных условиях,
· Специфика семейного воспитания,
· Благополучие ребенка в семье.
Основные умения:
· диагностировать детско-родительские отношения,
· выделять условия благополучия ребенка в семье.
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Становление пренатального материнства: инстинкт материнства, докоммуникативный период, коммуникативный период.
Факторы и условия психического риска для будущего ребенка: стрессы матери во время беременности, страхи матери во время беременности, отрицательное отношение матери к настоящей беременности.
Материнство как психологический феномен. Материнство: врожденное или приобретенное? Формирование материнства. Родительская семья. Взаимодействие с собственной матерью. Игровая деятельность. Няньчание. Взаимодействие с собственным ребенком.
Особенности развития материнства в современных условиях.
Семья как персональная микросреда развития ребенка. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи. Влияние семьи на развитие ребенка.
Проблема детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье.
Ребенок и семья. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности. Дошкольник в семье. Одаренный ребенок в семье. Ребенок в неполной и смешанной семье. Мальчик в семье.
Соперничество детей в семье. Психологические особенности старшего и младшего ребенка. Влияние родителей на конкурентные отношения детей.
Семинар «Семья как персональная микросреда развития ребенка»
Семинар «Ребенок и семья», «Соперничество детей в семье», «Поощрение и наказание в семье». Практическая работа «Диагностика детско-родительских отношений». Круглый стол «Приемный ребенок. Кто он?»
Самостоятельная работа: В. Дружинин «Психология семьи», Ковалев С.В «Психология современной семьи», Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений»
Раздел 7. «Особенности семейного консультирования»
Основные понятия:
· воспитание родителей,
· модель воспитания,
· техники семейного консультирования,
· родительская коррекционная группа,
· педагогическое просвещение родителей.
Основные знания:
· о технологии воспитания родителей,
· о технике семейного консультирования,
· о методах семейной психотерапии,
· о современных формах помощи семье,
· о психологическом просвещении родителей.
Основные умения:
· проводить диагностику семьи и семейного воспитания,
· составлять модель коррекционной работы с семьей,
· разрабатывать сценарий круглого стола,
· разрабатывать макеты папки-передвижки.
Воспитание родителей, как международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитания собственных детей. Характеристика этого понятия.
Основные концепции и модели воспитания родителей: Адлеровская, учебно-теоретическая, чувственной коммуникации, родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни.
Методы диагностики современной семьи и семейных отношений. Технология проведения.
Техника семейного консультирования. Помощь детям и родителям. Технология консультирования по проблемам: «Здоров или болен ребенок?», «Как говорить с ребенком». «Плохая успеваемость», «Несамостоятельность». «Непослушание», «Как относиться к ребенку» и другие.
Семья как объект коррекционного воздействия. Основы коррекционной работы с семьей. Методики коррекции детско-родительских отношений. Основные направления работы с родительской психокоррекционной группой.
Психологическое и педагогическое просвещение родителей. Формы и методы работы. технология проведения.
Семинар:
«Модели помощи современной семье», «Техника семейного консультирования по проблеме», «Помощь детям и родителям из приемной семьи в период адаптации.
Практические занятия:
«Знакомство с отдельными методами диагностики семьи», «Составить модель коррекционной работы с семьей», «Разработать сценарий круглого стола по проблеме», «Разработать макет папки-передвижки по проблеме».
Самостоятельная работа:
«Психологическая помощь и консультирование» под ред. М.К.Тутушкиной, А.А.Осипова «Общая психокоррекция», Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Психология семейных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.