Краткая история педагогической диагностики от Древнего Вавилона до наших дней. Проблема исследования. Идеи тестового метода. Психодиагностика.
Основные понятия – профилактика, диагностика, коррекция, педагогическая диагностика, педагогическая служба.
Основные знания – задачи педагогической диагностики, педагогическая диагностика в системе педагогической службы.
Тема 1.2. Предмет современной педагогической диагностики.
Цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты педагогической диагностики. «Личность» в применении к педагогике. Современные тенденции педагогической диагностики. Основные направления анализа личности учащихся.
Основные понятия – организм как система, организация, самоорганизация, развитие личности.
Основные знания – теория развития личности и ее возрастные особенности, предмет педагогической диагностики, основные направления анализа личности школьника в педагогике.
Основные умения – определение задач и объектов педагогической диагностики в системе педагогической службы школы.
1.3. Основные показатели уровня социального развития школьника
Характеристика воспитанности человека, задачи воспитания. Уровни воспитанности. Критерии оценки социальных качеств учащихся начальных, средних и старших классов.
1.4. Диагностика уровня социального развития личности школьника
Три уровня воспитания школьников, организация по диагностики уровня социального развития школьников. Методы работы.
Основные понятия – социальное развитие человека, критерии оценок воспитанности социальных качеств.
Основные знания – критерии оценок социальных качеств у учащихся 1 – 4; 5 – 6; 7 – 9; 10 – 11 классов.
Основные умения – правильно объяснить и оценить критерии социальных качеств, дать анализ социальным качествам ребенка.
Практическое занятие – разработка диагностической карты развития социальных качеств через личностную диагностику.
Самостоятельная работа – разработать беседу о том качестве, которое является предметом диагностики.
Тема 1.5. Диагностика профессиональной направленности школьника
в соответствии с его психическими особенностями
Роль наследственности в природных задатках ребенка в выборе будущей профессии.
Наследственность как природное явление. Материальные носители наследственности. Задатки, тип нервной деятельности, способности, развитие задатков. Цель диагностики. «Диагностическая профориентационная ката», тесты.
Основные понятия – наследственность, задатки, способности.
Основные знания – роль наследственности и природных задатков в выборе профессии. Методики диагностирования профессиональной наследственности.
Основные умения – оформление профориентационной диагностической карты школьника, умение давать диагностическое заключение.
Практическое занятие – проведение профориентационных методик.
Самостоятельная работа – оформление профориентационной диагностической карты.
Тема 1.6. общая методика планирования воспитательной работы
на основе педагогической диагностики
Планирование как средство управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Цели планирования, анализ достижения поставленных целей. Задачи педагогической деятельности их дифференциация. Технология планирования.
Основные понятия – планирование, наглядность, блоки вопросов, традиционные и нетрадиционные планы воспитательной работы, характеристика класса.
Основные знания – выбор приоритетных целей, структура плана, основные направления и методы.
Основные умения – правильно поставить цель и определить задачи согласно выбранным направлениям, оформление плана, его наглядность и понятность.
Практическая работа – разработка плана воспитательной работы в классе.
Самостоятельная работа – оформить программу изучения учащихся и классного коллектива.
1.7. Зачетное занятие
Вопросы:
1. Общее понятие о социальном развитии школьника.
2. История педагогической диагностики.
3. Методика диагностического исследования уровней социального развития учащихся.
4. Методика оформления «Диагностической профориентационной карты школьника».
5. Основные функции педагогического контроля в школе.
6. Методы тестирования.
7. Методика определения содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия по данным педагогической диагностики.
8. Оформление учебно-воспитательного плана; общие принципы, структура, форма представления.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: 1991.
2. Анастади А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: 1982.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: 1984.
4. Голубеев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: 1989.
5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: «Академия», 2002.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.