Рабочая программа дисциплина «Педагогическая диагностика в школе» (Содержание учебной дисциплины. Контрольные вопросы), страница 2

Краткая история педагогической диагностики от Древнего Вавилона до наших дней. Проблема исследования. Идеи тестового метода. Психодиагностика.

Основные понятия – профилактика, диагностика, коррекция, педагогическая диагностика, педагогическая служба.

Основные знания – задачи педагогической диагностики, педагогическая диагностика в системе педагогической службы.

Тема 1.2. Предмет современной педагогической диагностики.

Цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты педагогической диагностики. «Личность» в применении к педагогике. Современные тенденции педагогической диагностики. Основные направления анализа личности учащихся.

Основные понятия – организм как система, организация, самоорганизация, развитие личности.

Основные знания – теория развития личности и ее возрастные особенности, предмет педагогической диагностики, основные направления анализа личности школьника в педагогике.

Основные умения – определение задач и объектов педагогической диагностики в системе педагогической службы школы.

1.3. Основные показатели уровня социального развития школьника

Характеристика воспитанности человека, задачи воспитания. Уровни воспитанности. Критерии оценки социальных качеств учащихся начальных, средних и старших классов.

1.4. Диагностика уровня социального развития личности школьника

Три уровня воспитания школьников, организация по диагностики уровня социального развития школьников. Методы работы.   

Основные понятия – социальное развитие человека, критерии оценок воспитанности социальных качеств.

Основные знания – критерии оценок социальных качеств у учащихся 1 – 4; 5 – 6; 7 – 9; 10 – 11 классов.

Основные умения – правильно объяснить и оценить критерии социальных качеств, дать анализ социальным качествам ребенка.

Практическое занятие – разработка диагностической карты развития социальных качеств через личностную диагностику.

Самостоятельная работа – разработать беседу о том качестве, которое является предметом диагностики.

Тема 1.5. Диагностика профессиональной направленности школьника

в соответствии  с его психическими особенностями

Роль наследственности  в природных задатках ребенка в выборе будущей профессии.

Наследственность как природное явление. Материальные носители наследственности. Задатки, тип нервной деятельности, способности, развитие задатков. Цель диагностики. «Диагностическая профориентационная ката», тесты.

Основные понятия – наследственность, задатки, способности.

Основные знания – роль наследственности и природных задатков в выборе профессии. Методики диагностирования профессиональной наследственности.

Основные умения – оформление профориентационной диагностической карты школьника, умение давать диагностическое заключение.

Практическое занятие – проведение профориентационных методик.

Самостоятельная работа – оформление профориентационной диагностической карты.

Тема 1.6. общая методика планирования воспитательной работы

на основе педагогической диагностики

Планирование как средство управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Цели планирования, анализ достижения поставленных целей. Задачи педагогической деятельности их дифференциация. Технология планирования.

Основные понятия – планирование, наглядность, блоки вопросов, традиционные и нетрадиционные планы воспитательной работы, характеристика класса.

Основные знания – выбор приоритетных целей, структура плана, основные направления и методы.

Основные умения – правильно поставить цель и определить задачи согласно выбранным направлениям, оформление плана, его наглядность и понятность.

Практическая работа – разработка плана воспитательной работы в классе.

Самостоятельная работа – оформить программу изучения учащихся и классного коллектива.

1.7. Зачетное занятие

Вопросы:

1.  Общее понятие о социальном развитии школьника.

2.  История педагогической диагностики.

3.  Методика диагностического исследования уровней социального развития учащихся.

4.  Методика оформления «Диагностической профориентационной карты школьника».

5.  Основные функции педагогического контроля в школе.

6.  Методы тестирования.

7.  Методика определения содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия по данным педагогической диагностики.

8.  Оформление учебно-воспитательного плана; общие принципы, структура, форма представления.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: 1991.

2.  Анастади А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: 1982.

3.  Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: 1984.

4.  Голубеев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: 1989.

5.  Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: «Академия», 2002.