Специальная психология
Тема: «Причины возникновения отклонений в личностном развитии»
Нарушение любого развития (проблемы поведения, обещания) и нарушение психического развития (расстройства со стороны интеллекта, памяти, внимания и т.д.) находятся в сложной и неоднозначной зависимости.
Для объяснения причин возникновения отклонений в личностном развитии существует ряд концепций:
1. Биологически ориентированный подход. Личностные и поведенческие нарушения у детей и подростков рассматривает как результат воздействия генетических факторов. Например, склонность к риску, агрессии, высокая делинквентность – связываются с добавочной у-хромосомой у мальчиков.
2. Этологический подход. Формы нарушения поведения, с точки зрения современных социальных норм, рассматриваются с точки зрения поведенческой активности, характерной для всего живого. Например, склонность к бродяжничеству – это потребность в освоении новой территории, выхода за пределы «родительского гнезда». Проводится параллель между реакцией группирования у подростков и аналогичными поведением у детенышей других видов животных. Реакция подражания, имитации свойственна и животным.
3. Психотерапевтические подходы (нарушение личности это результат влияния внутриутробного развития, родов. 1 год жизни и последствий социального влияния).
1. В «Дианетике» Р.Хаббарда невротические реакции, нарушение поведения, мыслительные стереотипы воспринимаются как следствие восприятия плодом отношения к нему матери с момента его зачатия и закрепление им усвоенных ею речевых стереотипов.
2. Станислав Гроф связывает личностное развитие ребенка по мере его взросления с особенностями течения предродового периода и родов. Он выделяет 4 «базовые перинатальные матрицы», соответствующие стадиям родов и образовавшимся на их основе впоследствии внутриличностных конфликтов и доминирующих потребностей у взрослого.
Первая перинатальная матрица (безмятежного внуриматочного существования) связана с возникновением чувства удовлетворения от раскачивания, купания; со стремлением к тому, чтобы окружающие немедленно удовлетворяли все возникающие потребности.
Вторая (период схваток) закладывает восприятие мира как источника беспрерывных и неопределенных страданий, склонности к депрессиям, стремление к самоубийству (но бескровным способом).
Третья (период потуг) может стать источником напряженности, полярности эмоциональных переживаний, высокой склонности к риску, к кровавым способам самоубийства (стремление к поджогам, бродяжничеству, агрессия).
Четвертая (сразу после рождения) связана с чувством радости, облегчения, стремления к преодолению препятствий (эксгибиционизм, женский гомосексуализм).
3. Теория О.Ранка считает факт рождения как первую психотравмирующую ситуацию, так как ребенок переходит от идеально благоприятных условий внутриутробного существования к враждебной среде. Это создает первичное чувство тревоги. Это основная травма рождения, что приводит в дальнейшем к страху одиночества, расставания и т.д.
4. З.Фрейд. На процесс формирования личности влияет недостаточное внимание со стороны матери. «Психоаналитическая трактовка «неизгладимого следа от ухода матери в сознании ребенка» является основой концепции. 3.Фрейда о возникновении у человека комплексов неполноценности. Основой является конфликт между бессознательными потребностями и социальными нормами.
Период от 0 до 5 лет – основной в формировании невротических конфликтов. В этот период ребенок проходит фазы созревания сексуальности.
Оральная фаза (с.98);
анальная фаза;
уретральная фаза;
фаллическая фаза (4 года).
Он установил зависимость нарушений межличностного общения и поведение от подавления от подавления влечений. Например, при чрезмерной строгости, стремлении к ограничению естественного поведения ребенка, начинается формирование невроза.
Таким образом, при задержке личностного роста и психосексуального развития на какой-либо из ранних стадий возникают специфические особенности характера и поведения.
А.Фрейд, продолжая и развивая теорию своего отца, описывает особенности формирования защитных механизмов развития личности в детском возрасте. Она считает, что ребенок обладает большим диапазоном реагирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.