Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика экологического образования", специальность "Дошкольное образование"

Страницы работы

59 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

процессе социализации человек выступает как объект и субъект.

Особенности социализации на современном этапе. Их характеристика.

Стадии развития личности в период социализации (А.В. Петровский)

1. Адаптация (период детства) человек выступает, как объект общественных отношений, на которые направлено громадные усилия родителей, учителей и т.д. понятие феральные люди.

2. Индивидуализация – происходит некоторая обособление индивида, вызванное потребностью персонализации

3. Интеграция – достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект объектных отношений личности и социума.

Пассивная и активная позиция индивида.

Ресоциализация – это процесс изменения ставших неадекватными норм и ценностей отношений.

Механизмы социализацииэто способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Это единство подражания, имитация, идентификация.

2. Полоролевая идентификация (половая  идентификация или полоролевая типизация).

3. Механизм социальной оценки  желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля.

4. Специальная фасилитации предполагает  стимулирующие влияние одних людей на поведение, деятельность, общение других людей.

Существует психологический эффект обратного действия – социальная ингибиция, которая проявляется в негативном, тормозном влиянии одного на другого.

5. Конформность –  т.е. некритические принятия и следование господствующим в обществе стандартов, норм, стереотипов и идеологии это феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера.

6. Негативизм – это конформизм только наоборот, стремление во что бы то ни стало действовать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная это можно манипулировать таким человеком.

Институты социализации: семья, школа, профессиональная группа или трудовой коллектив.

Вопросы для закрепления:

1. В чем сущность социализации личности.

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

3. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут появится в 21 веке, исходя из тенденции развития: общественной жизни ,науки, производства, политики и т.д.

Тема 6. Социальная виктимология

План:

1. Человек как жертва социализации в современном мире.

2. Социальные факторы виктимизации.

3. Феноменологические факторы виктимизации.

4. Деструктивное поведение.

5.Социальные права детей.

Практическое задание. Используя справочную литературу, разработайте типологию агрессивного поведения человека.

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой  социализации, так как человеческое общество не всегда выступает в качестве благоприятного фона и условия развития личности. Человек как жертва социализации в современном мире  изучается рядом наук. А.В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания изучающую различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Эта наука изучает:

- особенности социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями, с низким социально-экономическим, правовым и социальным статусом.

- разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств жизни, благодаря которым человек становится жертвой социализации.

Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения – виктимизацией. В современном мире существует множество условий, способствующих виктиматизации человека.

Социальные факторы виктимизации: влияние особенностей социального контроля в том обществе, в котором проживает человек, низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия, снижение адаптации людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни, значительные психологические стрессы, напряжение, перегрузка, катастрофы, которые ведут к нарушению нормальной социализации.

Феноменологические факторы социализации

Они связаны с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации.

Агрессивное поведение. Истоки возникновения, проявления.

Концепция С.Мураямы.

Антисоциальное поведение проявляется в ущемлении или игнорировании прав другого, преобладании капризов, демонстративного поведения, отсутствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может проявляться в различных формах: террор, геноцид…

Факторы виктимизации

Микрофакторы – семья, группа, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, тип поселения средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выдели семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое, аутистическое.

Стадии развития отклонения на примере аддиктивного поведения.

Вопросы для закрепления:

1. Каковы различия меду понятиями «виктимность», «виктимизация»

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
623 Kb
Скачали:
0