Наблюдшие закономерных изменений в природе

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Формирование у детей отношения к природе в процессе наблюдения

1 вопрос. Большинство изменений в природе носит закономерный характер; изменения живых организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы; погодно-климатические факторы создают сезонноменяющиеся условия для жизни растений и животных. Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы. К этим процессам относятся: рост и развитие живых существ (растении и животных), сезонные явления природы и их смену на протяжении года. Объективно оба процесса взаимосвязаны друг с другом: рост и развитие живых  организмов подчиняются сезонноменяющимся условиям жизни. Тем не менее, для детей дошкольного возраста с учетом ограниченных возможностей их познания эти про процессы целесообразно представить раздельно и независимо друг от друга, особенно для дошкольников младшего и среднего возраста.

Закономерный характер обозначенных процессов заключается в том, что живые организмы и природа в целом постепенно и последовательно (но всегда одинаково) меняют свой облик, свои внешние особенности. Трудность восприятия для детей этих изменений заключается в том, что они происходят длительно: процессы растянуты во времени. Дошкольники их проживают и не замечают, не осознают закономерной смены явлений и событий. Именно поэтому необходимы специальные методики формирования представлений и отношения к явлениям. Разработанные методики основываются на двух педагогических моментах — наблюдении и его фиксации.

2 вопрос Методика ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений строится на совместной деятельности воспитателя с детьми по выращиванию однолетнего растения и цепочке последовательных наблюдений за ним.

В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, зелень для подкормки обитателей уголка природы В весенне-летнее время выращивать огородные культуры можно на участке детски еда. Любой из вариантов подходит для тот чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры – последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, гоpox, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии развития – стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росточек (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях – наличии влаги и тепла. Питательные вещества имеются в семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития – стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса – стебель и листья. В этот период необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза – стадии цветения и плодоношения, когда появляются новые органы растения – сначала цветы, а затем серена или плоды с семенами. В это время многие растения нуждается в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают специализированными удобрениями. Таким образом, на примере одного-двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика с меняющимися условиями жизни.

3 вопрос. Методику ознакомления дошкольников с ростом и развитием животных можно построить на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугаи), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки, иногда кошки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей сильно отличаются друг от друга.

Наиболее благоприятны для дошкольников наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты — всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно. Ознакомление детей с этим провесом происходит последовательно

Похожие материалы

Информация о работе