Программа «Геометрика»
Пояснительная записка
Акцентирование внимания педагогов и родителей на формирование у детей геометрических представлений определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. Представленные в программе упражнения обусловлены повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах, развивающего эффекта дошкольного обучения, умственного воспитания в целом. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошкольном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
№п/п |
Формы и методы работы |
Цель |
Специалисты |
1 блок – Диагностический этап |
|||
1.1 |
Создание пакета диагностического материала в работе социального педагога с детьми в группах, с педагогами, родителями |
сбор и анализ информации о работе воспитателя по формированию геометрических представлений, средством организации которой является занимательный математический материал. |
Социальный педагог. |
-наблюдение. |
выявить особенности в игровой и учебной деятельности у детей. |
Социальный педагог, воспитатель |
|
- беседа с воспитателем. |
выяснить отношение воспитателя к организации геометрических представлений деятельности детей. |
Социальный педагог. |
|
- анкетирование родителей. |
выяснить создаются ли условия для развития геометрических представлений у детей, используется ли для этого занимательный материал. |
Социальный педагог. |
|
- диагностирование уровня сформированности геометрических представлений в игровой и учебной деятельности. |
определить уровень сформированности геометрических представлений у детей. |
Социальный педагог, воспитатели |
|
2 блок – Тренинговый этап |
|||
2.1 |
Познакомить воспитателя с методической литературой картотекой занимательных игр |
познакомить воспитателей с разновидностью занимательного геометрического материала и способами формирования, уголков занимательной математики |
Социальный педагог, методист |
Привлечь воспитателя к обогащению игрового математического уголка. |
познакомить воспитателей с правилами организации уголка математических игр. |
Социальный педагог, методист |
|
Провести практикум по ознакомлению воспитателя с новыми играми. |
познакомить воспитателя с новей шимми играми математического содержания и способом их изготовления. |
Социальный педагог, методист |
|
Подготовить родительское собрание на тему: « Занимательный математический материал, что это такое?», Рабочая тетрадь по математике для дошкольников |
познакомить родителей с играми математического характера и с тем, какую роль эти игры играют в развитии ребёнка. Показать методику работы с математической тетрадью |
Социальный педагог, воспитатель. |
|
3 блок – Работа с детьми (занятия) |
|||
3.1. |
1.Упражнение «Узнай какой фигуры не стало» 2. Головоломка «Танграм» 3. Загадки математического содержания |
1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. 2. Познакомить детей с набором фигур к игре. 3. Развивать у детей активность, самостоятельность, смекалку. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.2. |
1. Упражнение «Лабиринт» 2. Головоломка «Танграм» 3. «Куб-хамелеон» |
1. Учить детей находить выход из несложного лабиринта, умение ориентироваться на листе бумаги. 2. Учить детей из набора фигур находить нужную и правильно называть ее. 3. Учить детей составлять квадрат из четырех кубиков, так чтобы верхняя его грань была одного цвета. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.3. |
1. Упражнение «Найди лишнее» 2. Упражнение «Продолжи ряд» 3. Головоломка с палочками |
1. Учить на основе зрительного анализа, сопоставления находить лишний предмет. 2. Учить детей находить закономерность в следовании предметов. 3. Учить детей составлять из минимального количества палочек геометрические фигуры. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.4. |
1. Упражнение «Лабиринт» 2. Головоломка «Танграм» 3. Задача на нахождение недостающей фигуры 4. Головоломка с палочками |
1. Учить детей находить выход из сложных лабиринтов с многочисленными поворотами и тупиками. 2. Учить детей накладывать фигуры из набора на расчлененный образец (силуэт зайца). 3. Познакомить детей с логическими задачами на поиск недостающей фигуры с целью развития логического мышления, смекалки, сообразительности. 4. Учить детей составлять из минимального количества палочек геометрические фигуры. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.5. |
1. Упражнение «Найди отличия» 2. Головоломка «Уголки» 3. Упражнение «Продолжи ряд» |
1. Учить детей на основе зрительного сопоставления искать отличия в двух предметах. Развивать у детей умственную активность самостоятельность, смекалку. 2. Учить детей составлять куб из всего набора игры, ориентируясь на образец-схему. 3. Учить детей находить закономерность в следовании предметов («Елочки») |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.6. |
1. Упражнение «Найди лишнее» 2. Головоломка «Танграм» |
1.Учить детей на основе зрительного анализа, сопоставления находить лишний предмет. 2. Учить детей составлять силуэт лисы, накладывая детали игры на расчлененный образец. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.7. |
1. Упражнение «Лабиринт» 2. Головоломка «Куб хамелеон» 3. Головоломка «Танграм» |
1.Учить детей находить выход из сложных лабиринтов с многочисленными поворотами и тупиками. 2. Учить детей составлять куб из всех элементов игры. 3. Учить детей составлять силуэт домика, ориентируясь на не расчлененный образец, но с цифровым обозначением места, где находится каждая часть. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.8. |
1. Упражнение «Найди лишнее» 2. Упражнение «Продолжи ряд» 3. «Головоломка Пифагора» |
1. Учить детей на основе зрительного анализа, сопоставления находить лишний предмет. 2. Учить детей находить закономерность в следовании предметов («Домики»). Познакомить детей с атрибутами игры. 3. Развивать у детей умственную активность, самостоятельность, смекалку. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.9. |
1. Игра с цветными счетными палочками. 2. Задача «Найди ошибку» 3. Головоломка «Танграм» |
1. Развивать пространственные представления, закреплять знания о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур. 2. Развивать логическое мышление, умение доказывать правильность решения, рассуждать. 3. Учить детей составлять изображения, пользуясь расчлененным образцом. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.10 |
1. Упражнение «Лабиринт» 2. Головоломка с палочками. 3. Загадки, занимательные вопросы. |
1. Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость. 2. Учить детей решать на изменение фигур, для решения которых нужно убрать указанное количество палочек. 3. Развивать у детей умственную активность, самостоятельность, смекалку. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.11. |
1. Головоломка «Колумбово яйцо» 2. Задача на поиск недостающей фигуры. |
1. Познакомить детей с элементами игры и учить составлять силуэты по расчлененным образцам. 2. Учить детей находить недостающую фигуру путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по 2 признакам (Портфели) |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.12. |
1. Головоломка «Танграм» 2. Упражнение «Лабиринт» |
1. Учить детей составлять фигуры-силуэты из двух наборов, пользуясь нерасчлененным образцом с цифровым обозначением места, где находится каждая фигура. 2. Продолжать учить детей находить выход из сложных лабиринтов с многочисленными поворотами и тупиками. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.13. |
1. Головоломка «Танграм» 2. «Головоломка Пифагора» 3. Загадки математического содержания |
1. Продолжать учить детей составлять фигуры-силуэты из 2х наборов, пользуясь нерасчлененным образцом. 2. Учить детей составлять фигуры-силуэты по собственному замыслу. 3. Продолжать развивать у детей умственную активность самостоятельность, смекалку. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.14. |
1. Игра «разноцветные цепочки» 2. Головоломка с палочками |
1. Учить детей размещать предметы, находить закономерности в следовании предметов. 2. Продолжить учить детей самим придумывать задачи на составление заданных фигур из заданного количества палочек. |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.15. |
1. Упражнение «Лабиринт» 2. Упражнение «Нарисуй картинку» 3. Головоломка «Танграм» |
1. Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться. Учить придумывать свои лабиринты 2. Учить детей составлять из палочек сюжетные картинки, глядя на изображение отдельных предметов 3. Учить детей составлять фигуры-силуэты по собственному замыслу |
Социальный педагог, воспитатель. |
3.16. |
1. Игры-головоломки на плоскостное моделирование 2. Упражнение «Лабиринт» 3. Головоломка «Колумбово яйцо» |
1. Закрепить умение складывать фигуры-силуэты по нерасчлененным образцам и придумывать новые. 2. Учить детей зарисовывать придуманные маршруты на листе бумаги в клетку. 3. Учить детей составлять изображения, пользуясь нерасчлененным образцом |
Социальный педагог, воспитатель. |
4 блок – Работа с родителями |
|||
4.1 |
Консультация на тему «Руководство играми занимательного характера» |
Дать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок, логических упражнений |
Социальный педагог, методист |
4.2 |
Выставка семейных работ «Сделай сам – себе и сам» |
Распространить семейный опыт изготовления игр геометрического содержания |
Социальный педагог, родители |
4.3 |
Выставка методической литературы, дидактических пособий по ознакомлению детей с геометрическими эталонами |
Познакомить родителей с новинками литературы по проблеме ознакомления детей с геометрическими эталонами |
Социальный педагог, воспитатель |
4.4 |
Беседа на тему «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе» |
Показать роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе |
Социальный педагог |
4.5 |
Создание папки-передвижки «Путешествие в страну Геометрии» |
Привлечь родителей к вопросу формирования геометрических представлений детей |
Социальный педагог, родители, воспитатель |
4.6 |
Нетрадиционное родительское собрание «Занимательная математика и мы» |
Дать родителям более полные знания о роли занимательной математики в развитии детей |
Социальный педагог, воспитатель |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.