Игровые методы как средство диагностики и коррекции межличностных отношений

Страницы работы

40 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Именно они в первую очередь определяют психологический климат в группе. Чем меньше изолированных и отвергаемых детей, тем лучше психологический климат. И влияя на межличностные отношения детей и подростков мы таким образом, можем формировать в группе оптимальный психологический климат.

Одним из самых эффективных средств формирования межличностных отношений, особенно в младшем школьном возрасте, является игра. Эта деятельность еще не перестала быть значимой для детей. Ролевая игра ближе всего именно к категории "общение". Можно сказать, что ролевая игра - это одновременность двойственного общения, реального и воображаемого (т. е. разыгрываемого) - как указывает Аникеева Н. П. И при соответствующем способе проведения и обсуждения игр воображаемые (ролевые), отношения могут переходить в реальные.

В ролевых играх успешно развиваются эмпатия и рефлексия.

Игра дает возможность выявить стратегию поведения детей, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных и в игровых взаимоотношениях. Благодаря этому мы можем использовать некоторые игры для диагностики межличностных отношений (выявление лидеров, изолированных и отвергаемых).

Вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект: она может изменить отношение человека к. себе и другим; изменить психическое самочувствие, а значит и социальный статус, способы общения в группе.

Т.О. игра является одним из универсальнейших инструментов психолога, воспитателя, который позволяет ненавязчиво, но эффективно разрешать многие проблемы отношений в группе.

Предлагаемые в этом пособии игры и игровые упражнения направлены на разрешение проблем в общении и некоторой переструктировке межличностных отношений, косвенного изучения статуса ребенка в группе. Упражнения могут быть использованы как по отдельности, так и в комплексе. На основе этих упражнений могут быть разработаны циклы занятий.


Глава1. Диагностика межличностных отношений.

1. Какой у нас коллектив? (подростковый возраст)

Цель. Выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач.

Ход. Объясняем ученикам, что в своем развитии коллектив проходит ряд ступеней и предлагаем выяснить, на какой ступени развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням надо еще стремиться.

Обработка. На основании ответов можно по пяти бальной системе определить степень их удовлетворенности. (Найти среднюю оценку)

Интерпретация: чем выше средний бал, тем больше удовлетворенность группой. Анализ индивидуальных ответов дает возможность оценить принадлежность к конкретной группе у каждого ученика.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. "Песчаная россыпь". Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильнее разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет "сцепления" между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг к другу навстречу. В другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока "песчаная россыпь" не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. "Мягкая глина". Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким, может быть в группе и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться простым

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
453 Kb
Скачали:
0