Наиболее типичные искажения в процессе социального восприятия: «эффект ореола»; характерные ошибки восприятия; «фактор превосходства»; «фактор привлекательности», их характеристика.
Понятия «социальные стереотипы» и «каузальная атрибуция», их характеристика.
Тема 13. Самоподача в общении
Самоподача в общении как способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера.
Понятие имиджа. Приоритетные качества, влияющие на решение проблемы имиджа: коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, красноречивость; нравственные ценности, психическое здоровье, способность к межличностному общению; жизненный и профессиональный опыт личности. Их характеристика.
Создание внешнего облика и его значение в деловом общении.
Искусство нравиться.
Тема 14. Коммуникативная сторона общения
Понятие коммуникации, коммуникативная компетентность. Основные функции коммуникации, их характеристика.
Особенности передачи информации. Модели коммуникационных сетей. Направления передачи информации.
Коммуникативно-исполнительское мастерство личности как проявление её коммуникативной компетентности. Коммуникативный потенциал личности.
Тема 15. Умение слушать
Слушание как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Понятие нерефлексивное слушание, его характеристика. Рефлексивное слушание как процесс активного вмешательства в речь собеседника.
Приемы рефлексивного слушания.
Тема 16. Эго-состояния и речевое общение
Трансактный анализ Э.Берна. Понятие эго-состояние. Состояние Родителя, его виды и проявления. Состояние «Ребенка», его характеристика, состояние «Взрослого», его признаки и характеристика.
Тема 17. Манипуляции в общении
Характеристика манипуляций в общении. Понятие организационно-процедурные манипуляции, их разновидности.
Психологические манипуляции, как использование приемов, выводящих собеседника из равновесия.
Логические манипуляции. Их разновидности.
Правила нейтрализации манипуляций: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия; способы нейтрализации манипулятивных уловок. Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости». Манипуляции, направленные на унижение оппонента.
Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
Понятие конфликтоген.
Раздел 3. Основные направления повышения культуры делового общения
Тема 18. Культура делового общения
Понятие культура речи. Правильность, коммуникативная целесообразность, точность высказывания, логичность изложения, ясность и доступность, чистота речи, выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность, уместность, как критерии культуры речи. Их характеристика.
Тема 19. Ненормативная лексика в нашей жизни
Уровни русского языка: высокий литературный язык, разговорный язык, бытовой жаргон, нецензурный язык (сквернословие), мат, их использование в нашей жизни.
Взаимосвязь проблем языка и проблем жизни.
Группы понятий, используемых в нашей жизни: «психологическое «благоухание» языка» - «психологическое «зловоние» языка», «музыкальность языка» - «немузыкальность языка»; «самовозвышение средствами языка» - «самоунижение и самоуродование средствами языка»; «целебные свойства языка» - «ядовитые свойства языка», их характеристика.
Тема 20. Культура речи в деловом общении
Язык, как инструмент общения. Культура речи делового человека, ее характеристика. Достоинства и недостатки устной речи.
Понятие функциональный стиль, его характеристика.
Использование троп в деловом общении. Сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение, - как используемые тропы.
Тема 21. Особенности межкультурной деловой коммуникации
Понятие межкультурная деловая коммуникация, ее характеристики. Типы культур мира: моноактивные, полиактивные и реактивные и их характеристика (концепция Р. Д. Льюис). Типы реакции на другую культуру и ее представителей.
Национальные особенности представителей разных национальностей (американцев, англичан, французов, немцев, японцев, китайцев и других).
Тема 22. Национальные черты деловых людей, их проявление в общении.
Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры мира, их характеристика.
Типы реакции на другую культуру и ее представителей: отрицание различий культур, защита собственного культурного превосходства, минимизация культурных различий, принятие существования межкультурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция и в родную, и в новую культуру.
Национальные особенности американцев, англичан, немцев, французов, итальянцев, японцев, китайцев. Их учет в деловом общении.
Национальные особенности русских.
5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И / ИЛИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Общение в системе общественных и межличностных отношений
Тема 9. Психогеометрическая типология
Цель: научить студентов проводить диагностику своих личностных и профессионально-значимых качеств при помощи психогеометрического теста; самостоятельно обрабатывать и интерпретировать материал; оформлять интерпретацию; проанализировать каждый параметр по группе.
Объект исследования: личность студента
Оборудование:
1. Стимульный материал (рисунок круга, квадрате, прямоугольника, треугольника, зигзага).
2. Интерпретация.
3. Обобщение групповых результатов.
Ход работы:
Провести самообследование с помощью психогеометрического теста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.