Детство как предмет психологического исследования

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. ими принято считать наследственность, среду и активность. Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть – отрицательна. Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Она проявляет себя в активации, рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. «Жизнедеятельность каждого организма есть не уравновешивание его со средой, а активное пре6одоление среды, определяемое моделью потребного ему будущего» Бернштейн.

Основные закономерности психического развития:

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая их них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок раньше учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

2. Неустойчивость развития.  Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко это проявляется через кризисы детского развития.

3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

4. Кумулятивность психического развития. Она означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Это качественные преобразования в психическом развитии (этапы мышления).

5. Дивергентность-конвергентность хода развития. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание, усиление избирательности.

4 вопрос. Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему психологическими особенностями. Физический возраст – это время жизни человека в днях, месяцах, годах. Психологический – это достигнутый к данному возрасту уровень психического развития. Переходы от одного возраста к другому могут быть незаметны для окружающих и самого человека или наоборот, дети становятся неузнаваемыми. Это кризис возрастного развития. Он свидетельствует о том, что на пути развития возникли серьезные проблемы, которые ребенок самостоятельно разрешить не может. Л.С. Выготский выделяет следующие особенности кризиса:

1. Кризис наступает и завершается незаметно, но обычно в середине кризиса он достигает своего максимума и эта точка отсчета становится резко отличной от предыдущего периода.

2. В кризисный период дети становятся трудновоспитуемыми. От них очень трудно добиться подчинения старыми средствами. У школьников падает интерес к учебе, успеваемость, дисциплина, работоспособность. Возрастают конфликты с окружающими. За внешними конфликтами стоит внутренний конфликт. Кризис у каждого ребенка протекает по своему, поэтому каждый ребенок сравнивается сам с собой.

3. Негативный характер развития. В кризисе идет не накопление, а разрушение ранее накопленных навыков, а новые навыки еще не приобретены. Разрушительная работа происходит в той степени. В которой это необходимо для развития новых свойст и черт личности в последующие периоды.

Д.Б. Эльконин предложил разделить эти новообразовании на следующие

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0