Кабельные линии
Кабельные линии отличаются от воздушных конструктивно:
§ близость токопроводящих жил; наличие твердой электрической изоляции с относительной диэлектрической проницаемостью, значительно большей, чем у воздуха;
§ наличие металлических экранов и оболочек, окружающих каждую или все жилы кабеля.
Эти особенности определяют существенное различие погонных параметров воздушных и кабельных линий при одинаковых номинальном напряжении и сечении токоведущих элементов.
Погонное активное сопротивление. Определение погонного активного сопротивления кабельной линии производится в несколько иных, по сравнению с воздушной линией, условиях.
§ Весьма существенно влияние поверхностного эффекта и эффекта близости, особенно в жилах крупных сечений, и соответственно активное сопротивление значительно отличается от омического.
§ Рабочие температуры кабельных линий, как правило, близки к максимально допустимым температурам нагрева жил (85°С); пренебрегать этим нельзя - отличие от 20° С вносит заметную погрешность.
§ Кроме потерь активной мощности непосредственно в жилах есть потери в окружающих металлических элементах (экранах, оболочках, броне), которые необходимо учитывать при определении эквивалентного погонного активного сопротивления [10].
Напряжение линии [кВ] |
Изоляция жил |
Сечение жилы [мм2] |
Погонное сопротивление Ro[Ом/км] |
|
Аллюминий |
Медь |
|||
6 -10 |
Бумага, пропитанная вязким составом |
10 –240 |
3.1 -0.129 |
1.84 -0.077 |
20 |
25 -400 |
1.24 -0.077 |
0.74 -0.046 |
|
35 |
120 -300 |
0.258 -0.103 |
0.153 -0.061 |
|
110—220 |
Маслонаполненные |
150 - 800 |
- |
0,122 -0,022 |
Полиэтилен |
270 -800 |
0,092—0,04 |
- |
Погонные реактивные параметры.
В силу отмеченных выше особенностей конструкции КЛ их погонное индуктивное сопротивление (Xo) значительно меньше, а погонная емкостная проводимость (bo) больше, чем у воздушных линий.
Напряжения линий [кВ] |
Изоляция жил |
Сечения жил [мм2] |
Погонные реактивные параметры |
||
xo [Ом/км] |
bo [мкСм/км] |
qo [кВАр/км] |
|||
6 -10 |
Бумажная, вязкая пропитка + поясная |
10 –240 |
0.11 -0.07 |
60 - 360 |
2,3-21,5 |
35 |
+ отдельно освинцованные жилы |
120 -300 |
0.12 -0.1 |
80 - 104 |
25-127 |
110—220 |
Маслонаполненные |
150 - 800 |
0,2 –0,11 |
75 до 130 |
1,2-1,6 |
Полиэтилен |
270 -800 |
0,12—0,1 |
23 до 103 |
0,45-1,25 |
Таким образом, погонное индуктивное сопротивление кабельных линий 6—220 кВ в 2 — 4 раза меньше, чем у воздушных линий тех же номинальных напряжений (около 0,4 Ом/км).
Погонная емкостная проводимость кабельных линий отличается от аналогичного параметра воздушных линий еще в большей степени.
Это является следствием (1) сближения фаз в общей оболочке или экранирования жил, приводящих к увеличению bo в той же степени, что и уменьшение Xo (в 2—4 раза); (2) более высокой относительной диэлектрической проницаемости изоляционных материалов относительно воздуха.
Типичны характеристики:
бумажная пропитанная изоляция характеризуется = 3,5—3,7;
полиэтиленовая — 2,2—2,3.
Значения bo для рассматриваемых кабелей приведены в таблице.
Таким образом, по сравнению с аналогичным значением для воздушных линий с нерасщепленной фазой (около 2,72 мкСм/км) значения bo для кабельных линий 35—220 кВ оказываются в 8—50 раз больше.
Погонная активная проводимость (go). У кабельной линии активная проводимость определяется диэлектрическими потерями и может быть выражена через емкостную проводимость и тангенс угла диэлектрических потерь ():
g0кл = b0кл * .
Для КЛ Uном =6 -35 кВ с бумажной пропитанной изоляцией = 0,008 -0,015.
Для КЛ Uном =110 кВ с центральным маслопроводящим каналом =0,003- 0,004.
Для КЛ Uном =220 кВ, прокладываемых в стальном трубопроводе, = 0,0025 - 0,0045.
Полиэтиленовая изоляция имеет 0,0001.
Диэлектрические потери в кабельных линиях учитывают при напряжениях 220 кВ и выше. При Uном <= 110 кВ схема замещения кабельной линии не содержит ветвей с активной проводимостью.
Особенности схем замещения.
В соответствии с приведенными выше диапазонами изменения погонной емкостной проводимости b0 зарядная мощность 1 км q0кабельных линий приведены в таблице.
Зарядная мощность кабельных линий 110 кВ превосходит аналогичный показатель для воздушной линии в 40—50 раз в случае маслонаполненных кабелей и в 15—40 раз в случае кабелей с полиэтиленовой изоляцией.
Еще большими зарядными мощностями обладают кабельные линии 220 кВ — до 3,6—5,0 Мвар/км при маслонаполненных кабелях и 1,1—3,7 Мвар/км при кабелях с полиэтиленовой изоляцией. Эти значения соизмеримы с погонной зарядной мощностью воздушных линий 500—750 кВ.
Вместе с тем (!) кабельные линии, как правило, имеют значительно меньшую длину по сравнению с ВЛ того же номинального напряжения при примерно одинаковых или даже несколько больших передаваемых мощностях. Поэтому учет в схеме замещения кабельной линии ветвей с емкостной проводимостью обычно необходим лишь при Uном =>35 кВ. При меньших номинальных напряжениях кабельная линия с достаточной точностью представляется одной из схем замещения, показанных на рис. 4.4, г и 4.4, д (ниже) , которые отличаются по признаку наличия индуктивного сопротивления.
Необходимость учета в схеме замещения кабельной линии ее индуктивного сопротивления определяется его соотношением с величиной активного сопротивления, т.е. значением параметра v = Ro/Xo.
Для приведенных в таблицах диапазонов Rо и Xoможно установить, что для КЛ 6-10 кВ
- с медными жилами v = 17—1,0 и с индуктивным сопротивлением можно не считаться при F <= 120 мм2 (v => 2) ;
- с алюминиевыми жилами v = 28-1,7 - при любых сечениях.
Это позволяет использовать простейшую схему замещения рис. 4.4, д.
Такая же схема замещения может использоваться и для кабелей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.